БИБЛИОТЕКАРЬ РЕКОМЕНДУЕТ. «Град обречённый»

17.04.2024 | 76 просмотра(ов)

«Можно нарушать любые законы – литературные и реальной жизни, – отказываться от всякой логики и разрушать достоверность, действовать наперекор всему и всем мыслимым-немыслимым предписаниям и правилам, если только в результате достигается главная цель: в читателе вспыхивает готовность к сопереживанию...» – писал Борис Стругацкий, русский фантаст, создавший в соавторстве с братом Аркадием несколько десятков повестей и романов, ставших классикой жанра.

И надо сказать, что братья Стругацкие зачастую руководствовались этим правилом, выстраивая на фундаменте житейских реалий различные фантастические допущения. Они разрушали в своих книгах пространственные и временные границы, могли нарушить логику развития сюжетной линии и фундаментальные законы физики, объединить сказку и реальность в весьма органичное целое. Но есть в их творческом багаже роман, который по степени абсурда превосходит прочие произведения писателей. Называется он «Град обречённый».

Этот странный Город, пространство которого замкнуто само на себя, закольцовано, как лента Мёбиуса, стоит неизвестно где и неизвестно когда. В нём то и дело происходят невероятные вещи: вода превращается в желчь, ломается солнце, случается нашествие павианов. В нём существуют непреложные законы, которые, однако, абсолютно бессмысленны. В нём живут люди разных национальностей, профессий и идеологий, попавшие в него загадочным образом. Каждый из этих людей говорит на своём языке, но при этом все прекрасно понимают друг друга.

Весь этот Город – один масштабный Эксперимент, цель которого не известна (и не должна стать известна!) никому из многочисленных жителей. Строить догадки им, впрочем, никто не запрещает. «Они пытаются разобраться в человечестве», – говорит один из персонажей романа, педагог и диссидент Изя Кацман, имея в виду таинственных Экспериментаторов.  «…Мало ли какую форму принимает Эксперимент? А содержание у него может быть только одно, и конечный результат только один: установление диктатуры пролетариата в союзе с трудящимися фермерами…», – утверждает другой, молодой астрофизик Андрей Воронин. Ему, главному герою книги, предстоит пройти долгий путь от фанатичного приверженца коммунистической идеологии до свободомыслящего человека, разуверившегося в догмах своей «веры».

Именно об этом – об эволюции внутреннего мира человека, помещённого в идеологический вакуум, – пишут братья Стругацкие в «Граде обречённом», обращаясь к проблеме взаимодействия человека и политического режима. В центре их внимания – процесс утраты смысла жизни целым поколением советских людей.

При этом писатели ставят вопросы, не давая определённых ответов, по крайней мере очевидных. А потому «Град обречённый» можно порекомендовать тем, кто любит читать между строк, искать скрытые смыслы и вступать в диалог с автором.

 

Материал подготовила библиотекарь редакционно-издательского отдела Е. Ф. Хисамутдинова

Русский