Творчество Александра Степановича Грина (1880-1932) широко известно, и интерес к нему не угасает. Но до сих пор для большинства читателей он остаётся автором таких произведений, как «Алые паруса», «Бегущая по волнам» и «Золотая цепь», романтиком, который писал о далёких странах и морских путешествиях, о ярких и сильных людях, идущих к своей мечте. Между тем многие стороны таланта писателя до сих пор остаются в тени.
Александр Грин создал множество рассказов, которые не согласуются с бытующими представлениями о его творчестве. Именно такие произведения вошли в сборник «Психологические новеллы». Среди них «Возвращённый ад», «Серый автомобиль», «Искатель приключений» и «Крысолов». Их главные герои обладают обострённым восприятием и живым творческим воображением. Об этих новеллах хочется рассказать подробнее.
Объём знаний Грина в области психологии и точность изображения сложнейших психических процессов вызывали удивление специалистов. Известный психофизиолог Р. Лурия, в частности, утверждал, что никто из прозаиков не сумел так блестяще создать картину деятельности головного мозга, как Грин в новелле «Возвращённый ад». В этом произведении автор исследует глубины человеческой психики и прослеживает взаимосвязь мышления, восприятия и творческих способностей. Главный герой новеллы Галиен Марк – тонко чувствующий человек и состоявшийся журналист. Множество идей заставляют его беспрестанно размышлять и анализировать, приводя в состояние нервного возбуждения и тревоги. Иногда ему хочется избавиться от терзающих его мыслей и жить одними лишь простыми желаниями. Он не подозревает, что выматывающая внутренняя работа является неотъемлемой частью его таланта. Но – бойтесь своих желаний. Иногда они сбываются неожиданным образом. Смысл названия произведения раскрывается по мере приближения к финалу. В этой новелле, написанной более ста лет назад, автор затрагивает проблему, актуальную и для наших дней, – перегруженность современного человека разнообразной информацией: «Я заключаю, что мы ежесекундно подвергаемся тайному, психическому давлению миллиардов живых сознаний, так же как пчела в улье слышит гул роя».
В новелле «Серый автомобиль» перед читателем во всей красе предстаёт начало 20 века с его техническим прогрессом, стремительно и неотвратимо изменяющим мир. Конные экипажи уступают место автомобилям. Телефон, телеграф и кинематограф становятся частью повседневной жизни. Главный герой новеллы, Эбенезер Сидней, ненавидит машины, пугающие его своей бездушной мощью. Он противопоставляет механическое живому, причём к живому относит не только природу и человека, но и искусство. Сидней мечтает наделить искусственное создание душой и для этого готовится пустить в ход своё изобретение. Однажды он замечает, что его преследует таинственный серый автомобиль – порождение зловещего мира машин. Повествование ведётся от первого лица, и читателя не покидают сомнения: на самом ли деле главного героя преследует автомобиль, или всё это – видения, порождённые его больным сознанием?
Тёмные стороны творческого таланта Александр Грин исследует в новелле «Искатель приключений». В ней искусство выступает как самостоятельная сила, обладающая властью над волей и рассудком художника. «Искатель приключений» Аммон Кут, увлечённый поисками загадочного и незаурядного, узнаёт о «действительно интересном» человеке, достигшем совершенства в «нормальном» образе жизни, и отправляется навестить его. Этот человек – фермер, который живёт на лоне природы и, кажется, пребывает в душевном равновесии. Но чем больше главный герой узнаёт его, тем больше укрепляется в мысли, что образ добропорядочного фермера – всего лишь маска. В новелле звучит трагическая тема бессмысленности бегства от самого себя и тема ответственности художника за то, как он распоряжается силой своего таланта.
Одно из самых ярких произведений Александра Грина – мистическая новелла «Крысолов». Её действие разворачивается в послереволюционном Петрограде, где не хватает самого необходимого, а главный герой, как и многие его сограждане, пытается выжить. В поисках пристанища он забредает в здание заброшенного банка и долго блуждает по лабиринту тёмных, всеми покинутых помещений. Кем-то оставленные припасы спасают его от голода, но в здании таится опасность: там поселились существа, способные «изменять свой вид, являясь, как человек». В новелле «Крысолов» прослеживается влияние творчества Э. Т. А. Гофмана, вместе с тем она сочетает в себе множество смысловых пластов. Крысы в ней – не просто мистические существа, они воплощают тех, кто наживается на людских бедах и несчастьях.
Очищающая и возвышающая сила искусства воспевается автором в коротком рассказе «Акварель», где персонажи под впечатлением от чудесной картины становятся добрее друг к другу. А самым загадочным произведением в сборнике можно назвать «Наследство Пик-Мика», где главный герой ставит психологические эксперименты, вовлекая в них других людей.
Творчество Александра Грина многогранно, и в этом заключается его притягательность. Сборник «Психологические новеллы» можно рекомендовать тем читателям, которые ищут прозы необычной, подчас причудливой, и тем, кому нравятся произведения, в которых автор подвергает глубокому анализу события и душевные переживания персонажей.
Материал подготовила библиотекарь центра чтения Ю. В. Иванова
- 545 просмотров