Ежегодный праздник грамотности в этом году отмечается уже в 52-й раз. Он был объявлен ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности с целью –привлечь внимание к умению правильно писать и говорить.
Как и многие события, организованные ООН, у этого праздника каждый год есть своя тема. День грамотности 2020 года посвящён теме «Преподавание и обучение грамоте в условиях кризиса COVID-19 и в последующий период», в том числе уделяется особое внимание роли педагогов и изменению методов преподавания. Эта тема охватит вопросы обучения грамоте в перспективе обучения на протяжении всей жизни и поэтому будет сосредоточена главным образом на молодёжи и взрослых.
Немного истории
8 сентября 1965 года в столице Ирана была торжественно открыта Всемирная конференция по вопросам ликвидации неграмотности. Именно в рамках 3-дневных дискуссий и международных встреч министров образования более чем 35 стран было вынесено решение о том, чтобы рекомендовать фонду ЮНЕСКО внести новый праздник в международный календарь. В рекомендации говорилось о чрезвычайной важности проблемы безграмотности для общества и о том, что люди должны иметь больше возможностей получения информации об этом вопросе. Одним из способов решения проблемы как раз и должно было стать введение такого праздника и получение им статуса международного.
Уже на ближайшем заседании руководителей ЮНИСЕФ в 1966 году советы были рассмотрены и приняты организацией, и 8 сентября 1966 года состоялся первый праздник грамотности. С тех пор он был официально включён в международный календарь ООН и проводится ежегодно.
Языком цифр
В наше время кажется невероятным, что человек может не уметь писать и читать, однако таких в мире много! И хотя ООН и прилагает много усилий, чтобы ликвидировать этот досадный пробел в развитии общества, ситуация по-прежнему остается печальной.
• По данным ЮНЕСКО, сегодня абсолютно безграмотны 877 млн жителей Земли, две трети из которых – женщины. Статистика говорит, что 2 человека из 10 не умеют читать и писать, поэтому им просто необходимы уроки грамотности.
• Свыше половины всех безграмотных живут в Азии (там читать умеют только четыре человека из десяти, печальный лидер — Индонезия). В Африке неграмотных 37%, в странах арабского мира — 38%. В Латинской Америке никогда не посещали школу 12% жителей.
• Более 100 млн детей по всему миру по различным причинам не посещают учреждения образования. При этом в 15 странах мира у половины детей нет даже базового школьного образования. В Нигере на уроки ходят 5% ребят...
• Молодёжь почти всех стран мира умеет читать и писать, и только в пяти странах менее половины молодого поколения являются грамотными. Четыре из этих стран находятся в Северной Африке.
• Максимальный уровень грамотности среди молодёжи отмечается в Японии.
• Всемирная статистика говорит о том, что молодое население более грамотно, чем взрослое. Особо ярко это выражается в странах Африки: в Центральной Африке грамотных взрослых на 13% меньше, чем молодых, в северной части – на 17%, а в юго-восточной – на 11%. Интересно, что в Японии эта же разница составляет лишь 1% по всей стране.
Немного любопытных фактов о грамотности
• В Древней Индии писать и читать позволялось лишь жрецами и избранным мужчинам, а для женщин такие навыки приравнивались к позору!
• В эпоху Античности особо грамотными считались греки. Мальчики получали образование в школах, а за грамотность девочек отвечали матери и няни.
• В самом начале нашей эры (после рождества Христова) самыми грамотными были иудеи — в каждом городе их страны была своя школа, где обучали грамоте.
• В эпоху Средневековья даже не все знатные люди были грамотными, т.к. большинству из них требовалось лишь развивать ораторские качества для произнесения речей. Письмо в те времена поручали писцам, а чтение – чтецам.
• В эпоху Просвещения грамотность была достоянием «голубых кровей» — в знатных семьях уже любая юная особа владела латынью, легко говорила на французском, а на своем языке грамотно писала и читала.
• Как уверяют составители Оксфордского словаря английского языка, термин «грамотность» (literacy) вошел в обиход только в 1886 году. А вот слово «неграмотность» (illiteracy) было в ходу с 1660 года!
• Как правило, под грамотностью подразумевается обладание навыками чтения и письма. Если человек не умеет читать, его называют безграмотным, если же он не умеет только писать, термин «безграмотность» или «неграмотность» к нему не применяется. Вместо этого говорят, что он страдает дисграфией.
• Существует понятие врожденной грамотности. Обладающие ей люди способны без особого труда красиво и лаконично излагать мысли, без ошибок писать и быстро читать. Однако эти навыки, конечно же, при рождении отсутствуют. Имеется лишь предрасположенность к грамотности, позволяющая людям обучаться быстрее и лучше остальных.
• Многие современные слова, которые мы активно употребляем, были созданы известными писателями, и когда-то являлись неологизмами. Например:
- лилипутов придумал Джонатан Свифт;
- Фёдор Достоевский ввел в литературу «стушеваться»;
- Михаил Ломоносов подарил нам «горизонт», «диаметр», «квадрат», «кислоту», «минус», «равновесие» и «преломление».
Отдельно стоит упомянуть о грамотности в России:
• До начала 20 века в России грамотное письмо в школах для пролетариата было непристойным, и на учеников, умеющих грамотно писать, могли запросто доложить в соответствующие органы.
• Согласно переписи населения от 2010 года, свыше 90% россиян окончили среднюю школу и получили высшее образование.
• Россия занимает первое место в мире по количеству дипломированных специалистов (втрое и третье место занимают Канада и Израиль соответственно).
• В мировом списке лучших учебных заведений упоминаются сразу два российских вуза – МГУ (занимает 112 место) и СПбГУ (занимает 251 место).
Это, конечно, далеко не все факты о грамотности; в различных источниках можно найти и много других. Поэтому мы будем очень признательны, если вы поделитесь какой-то любопытной информацией в комментариях.
А мы желаем вам постоянно повышать свой уровень грамотности, тянуться к знаниям и стремиться к лучшему!
Информацию подготовила по материалам из открытых источников У. Р. Рябчикова, зав. отделом маркетинга
- 1414 просмотров