29 октября – 100 лет Московскому академическому театру имени Владимира Маяковского

29.10.2022 | 721 просмотра(ов)

«Девиз нашего 100-го сезона – театр как спасение»

Егор Перегудов, художественный руководитель театра Маяковского.

Московский академический театр имени Владимира Маяковского – один из старейших и прославленных театральных коллективов Москвы и России. Был создан на основе расформированного Театра революционной сатиры (Теревсат, работал в 1919 в Витебске, в 1920-1922 в Москве). В 1922-1943 – московский Театр Революции, в 1943-1954 – Московский театр драмы, с 1954 года – Московский театр им. Вл. Маяковского, с 1964 – академический.

В разные годы театр возглавляли: В. Э. Мейерхольд (1922-1924), А. Д. Попов (в 1930-1935), Н. П. Охлопков (1943-1967), А. А. Гончаров (1967-2001), С. Н. Арцибашев (2002-2011), М. Карбаускис (2011-2022). В свой юбилейный, сотый сезон театр вступил с новым художественным руководителем Егором Перегудовым.

29 октября, в юбилейный вечер на сцене театра – спектакль-альманах «Истории» со всеми корифеями «Маяковки».

С историей театра можно ознакомиться в энциклопедиях:

Московский театр имени Вл. Маяковского // Большая российская энциклопедия. – Москва : Большая российская энциклопедия, 2013. – Т. 21. – С. 302.

Московский театр имени Вл. Маяковского // Театральная энциклопедия. – Москва : Советская энциклопедия, 1964. – Т. 3. – Стб. 938-944.

Издания (газеты, журналы, книги) подробно освещали различные стороны творческой и общественной жизни театра Маяковского, рассказывали о репетициях и гастролях, помещали многочисленные интервью. Что писали и о чём писали можно узнать из библиографических указателей:

Зерницкая, Э. И. Театр имени Вл. Маяковского : библиографический указатель, 1922-1978 / Э. И. Зерницкая. – Москва : Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина, 1982. – 415 с.

Театральная периодика. 1917-1940 : библиографический указатель / сост. Вен. Вишневский. – Москва-Ленинград : Искусство, 1941. – Ч.2. – 148 с.

Обратим внимание на архитектурный облик театра. В его декоративных формах преобладают мотивы каменного московского узорочья XVII века. Здание в «русском стиле» было построено в 1886 году (архитекторы К. В. Терский, Ф. О. Шехтель). Подробные сведения об этом можно прочитать в путеводителе:

Бусева-Давыдова, И. Л. Москва : архитектурный путеводитель / И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина, М. И. Астафьева-Длугач. – Москва : Стройиздат, 1997. – С. 94.

Интересные сведения о работе в этом театре режиссеров Н. П. Охлопкова, А. А. Гончарова читатель почерпнет в книгах-мемуарах:

Н. П. Охлопков : сборник / сост. Е. И. Зотова, Т. А. Лукина. – Москва : Всероссийское театральное общество, 1986. – 366 с.

Гончаров, А. Режиссерские тетради / А.

А. Гончаров. – Москва : Всероссийское театральное общество, 1980. – 376 с.

Из воспоминаний А. А. Гончарова:

«Став главным режиссером Театра имени Вл. Маяковского, я не мог и не хотел миновать прошлого коллектива, потому что в идеях Мейерхольда, Попова, Лобанова, Охлопкова, живых и необходимых нашей современности, и моя вера тоже.

Путь коллектива был отмечен вехами, важными не только в его собственной биографии, но и истории всего советского театрального искусства.

Первые шаги под руководством Всеволода Мейерхольда наметили направление пути – его можно было бы определить словами Маяковского: «левый марш». Это означало быть впереди идущим, быть застрельщиком во всем – в поисках революционной темы, в поисках нового героя, в борьбе с рутиной за новое искусство».

Национальная библиотека им. С. Г. Чавайна располагает изданиями о творчестве прославленных деятелей театра Маяковского. Среди актеров (в разные годы) – это М. Ф. Астангов, М. И. Бабанова, Ю. С. Глизер, Н. Г. Гундарева, А. Б. Джигарханян, Т. В. Доронина, К. А. Зубов, Т. М. Карпова, И. М. Костолевский, А. С. Лазарев, С. А. Мартинсон, С. В. Немоляева, Д. Н. Орлов, Е. П. Симонова, Д. И. Спиваковский, Л. П. Сухаревская, Б. М. Тенин, М. И. Филиппов, М. М. Штраух.

Были и в нашем городе артисты «Маяковки»: народная артистка СССР Л. П. Сухаревская, народные артисты России – Игорь Костолевский (Президент Национальной театральной премии «Золотая маска»), Евгения Симонова (супруг актрисы – режиссёр Андрей Андреевич Эшпай, сын композитора Андрея Эшпая).

Приведём выдержки из воспоминаний художественного руководителя, режиссёра нашего Академического русского театра драмы, народного артиста России Георгия Викторовича Константинова:

Константинов, Г. В. Записки провинциального режиссера / Г. В. Константинов ; литературная запись Б. И. Поморцевой. – Йошкар-Ола : Периодика Марий Эл, 1995. – 157 с.

 «Когда-то в нашем театре шел спектакль «Эдит Пиаф», появилась нежданная гостья – Лидия Павловна Сухаревская [народная артистка СССР, с 1974 года – в театре Маяковского]. Прославленная актриса была одним из авторов инсценировки, ее интересовала судьба постановки.

Побывал на спектакле и тогдашний секретарь обкома Виктор Петрович Никонов. Он оказался большим поклонником Сухаревской, видел ее во многих фильмах и не отказал себе в удовольствии провести вместе с ней театральный вечер. Оба наших высоких гостя хорошо отозвались об исполнительнице главной роли Нинель Константиновой. Причем Лидия Павловна созналась, что неожиданности для нее не было: она слышала много об этой роли в Москве».

 

В дни Юбилея поздравляем Московский академический театр имени Владимира Маяковского с этой знаменательной датой, желаем и в дальнейшем ярких постановок, творческих удач!

 

Материал подготовлен Л. Р. Мансуровой, главным библиографом информационно-библиографического отдела.

Русский