100 ЛЕТ МАРИЙ ЭЛ. Яков Эшпай. Гармония судьбы и звуков.

28.10.2020 | 4609 просмотра(ов)

30 октября 2020 г. исполняется 130 лет Якову Андреевичу Эшпаю (1890 - 1963). Он является создателем первых марийских инструментальных произведений, автором музыки для симфонических и духовых оркестров, оркестра народных инструментов, первым учёным-исследователем марийской музыки.

Всю свою жизнь Я. Эшпай посвятил музыке, и в этом нет ничего удивительного. Его дед и бабушка были замечательными гуслярами. Отец Андрей Яковлевич Ишпайкин, его брат Игнатий Яковлевич, их сёстры – все играли на гуслях и пели народные песни. Я. Эшпай вспоминал: «Я с 5-летнего возраста помню игру моего отца на гуслях, пузыре и на гармонике-«тальянке». Часто, бывало, сяду рядом с отцом и слушаю». Маленький Яша самостоятельно освоил игру на скрипке, но потом мальчик увлёкся игрой на гармони.

После учёбы в Кокшамарской школе он был отправлен в Васильсурск, что в Козьмодемьянском уезде (ныне Нижегородская область) во второклассную учительскую школу, где получил основы музыкальной грамоты. Потом была учёба в Казанском музыкальном училище Гуммерта на регентских курсах, работа учителем пения и музыки в Уфимской семинарии.

В  Первую мировую войну был мобилизован в армию. Профессия музыканта помогла Я. Эшпаю и на военной службе. В г. Порхове Псковской губернии ему поручили организовать хор. Сам он играл на трубе и скрипке в полковом оркестре.

После революции 1917 г. вместе с двоюродным братом Н. М. Орловым они открывают в Кокшамарах Высшее начальное училище, а затем был открыт Народный дом, в котором работали курсы для взрослых по ликвидации неграмотности. Я. Эшпай был первым заведующим Народного дома. А потом судьба привела его в чувашскую учительскую семинарию в Мариинском Посаде. Здесь он знакомится с местным музыкантом-учителем А. Н. Тогаевым, бывает у него дома, где встречает свою будущую жену Валентину Константиновну. В 1920 г. они поженились, в 1922 г. родился первенец – Валентин, в 1925 г. – второй сын Андрей.

В 20-е годы XX  в. были предприняты две этнографические экспедиции в составе языковеда-этнографа М. Васильева, И. Ключникова-Палантая и Я. Эшпая. Они  записывали песни горных мари, позже опубликованные в двух сборниках «Мари муро». Всего Я. Эшпаем было собрано свыше 500 народных песен и инструментальных мелодий, и только в 1957 г. вышел сборник «Марийские народные песни», куда вошло 80 песен.

В 1921 г. на торжественном вечере, посвящённом образованию Марийской автономной области, было впервые исполнено сочинение Я. Эшпая, обработка горномарийской песни «Салым сола» («Посреди деревни»). На скрипке играл сам Я. Эшпай, аккомпанировал И. Палантай. В 37 лет (1927 г.) Я. Эшпай поступил в Московскую консерваторию, по окончании которой учился в аспирантуре у профессора В. Шебалина.

В 1933 г. Я. Эшпай жил в Йошкар-Оле, работал в городском отделе народного образования, в МарНИИ, на радио, в техникуме искусств, одновременно занимаясь творчеством: сочинял песни для хора, занимался обработкой народных песен, музыкальным оформлением пьес для марийского драмтеатра. В эти же годы началась работа над созданием оперы, которая, к сожалению, не была завершена. Также Я. Эшпай становится автором  музыковедческих статей и очерков, публиковавшихся в центральной и республиканской периодической печати. В 1935 г. Я. Эшпай вернулся в Москву, где оставалась его семья, но связи с родным краем он не прерывал и в 1941 г. ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств МАССР.

Военное лихолетье семья пережила в родном доме отца Я. Эшпая в Кокшамарах, где глава семьи работал  в средней школе. Здесь будет получено трагическое известие о старшем сыне Валентине, пропавшем без вести. Позднее и младший сын Андрей уйдёт на фронт, будет служить в разведке.

Как только появилась возможность, Эшпаи вернулись в Москву. В 1946 г. Я. Эшпай защитил диссертацию на тему «Марийские народные инструменты» и получил научную степень кандидата искусствоведения (первую по марийскому искусству).

Большое внимание композитор уделял песенному и хоровому жанрам. Им были созданы песни не только для взрослых, но и для детей. А в 1946 г. прозвучало одно из лучших хоровых сочинений – первая марийская кантата «К 25-летию Марийской АССР». С 1947 по 1953 годы Я. Эшпай работал в МарНИИ заведующим сектором искусств. Замысливался большой исследовательский труд «Марийская народная музыка», но по ряду причин работа продвигалась медленно.

Я. Эшпая, несомненно, радовали успехи сына – Андрея Эшпая, выросшего в крупного композитора с мировым именем. А. Эшпай всегда очень тепло отзывался об отце, являвшимся первым слушателем и критиком его произведений: «Он был простой и добрый. Он мне давал всё, что может дать человек человеку. Своей тонкой беспристрастной оценкой помог мне выполнять всё задуманное и сделанное». Памяти своего отца Андрей Эшпай посвятил Симфонию №3.

Умер Я. А. Эшпай 20 февраля 1963 г. в Москве. Похоронен на Введенском кладбище. Его память увековечена в названии улицы в Йошкар-Оле, его имя носит Дворец культуры в Козьмодемьянске, Марийская государственная филармония, в 2010 г. установлен памятник и открыта мемориальная доска на здании Кокшамарской школы Звениговского района. А самое главное – творческое наследие этого выдающегося марийского композитора составляет гордость нации, и как отметил композитор А. Балтин, «силу для неустанной творческой работы он черпал в любви к музыкальному искусству своего народа, которому посвятил всю жизнь».

В отделе литературы по искусству Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна вниманию посетителей предлагается книжная выставка «Гармония судьбы и звуков», посвящённая жизни и творчеству отца и сына Эшпаев (15 мая 2020 г. Андрею Эшпаю исполнилось 95 лет). На выставке представлены материалы из фондов библиотеки: книжные издания, публикации, статьи в центральной и республиканской периодической печати, копии музыкальных сочинений разных жанров. Оригиналы хранятся в отделе редких книг и рукописей. Подлинность работ удостоверена авторами.

 

Информация подготовлена Овчинниковой И. Н., зав. отделом литературы по искусству.

Список литературы

Русский