100 ЛЕТ МАРИЙ ЭЛ. Троллейбусному движению в Йошкар-Оле – 50 лет

05.11.2020 | 1849 просмотра(ов)

Я троллейбус, транспорт умный,
Быстрый и почти бесшумный.
Я по рельсам не стучу,
Я колесами кручу,
Без бензина обхожусь,
Я весь день для вас тружусь.
Вот беда! Отключен свет, –
Мне без света хода нет.

Мария Манакова

Трудно представить Йошкар-Олу без такого транспорта, как троллейбус.

В СССР пассажирский троллейбус впервые появился в Москве 15 ноября 1933 года. В создании этих троллейбусов участвовали три завода: АМО (завод им. Лихачёва), ярославский автомобильный завод (ЯАЗ) и завод «Динамо». Уже к концу 1934 года количество троллейбусов в Москве увеличилось до 50, а с 1936 года троллейбусные маршруты появились на улицах Киева, Ростова-на-Дону, Тбилиси и Ленинграда.

25 августа 2020 года в Москве началась новая эпоха электротранспорта. Теперь по троллейбусным маршрутам пустили электробусы, а в планах – оставить лишь один ностальгический троллейбусный маршрут от Комсомольской площади до Новорязанской улицы.

Основной перевозчик на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» – муниципальное предприятие «Троллейбусный транспорт», основанный в 1970 году и входящий в десятку крупнейших предприятий города.

Регулярные троллейбусные перевозки в столице Марий Эл осуществляются на 8 муниципальных и 2 межмуниципальных маршрутах общей протяженностью 205 километров. На балансе предприятия находятся 146 троллейбусов. За 8 месяцев этого года троллейбусным транспортом перевезено 6 миллионов пассажиров.

С работой троллейбусного транспорта в Республике Марий Эл можно познакомиться в публикациях:

Основные показатели развития городского пассажирского электрического транспорта // Республике Марий Эл 90 лет : юбилейный статистический ежегодник. – Йошкар-Ола : Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл, 2010. – С. 326.

Васенева, Е. Идет по городу троллейбус…: «рогатый» по-прежнему популярен в Йошкар-Оле / Елена Васенева // Марийская правда. – 2009. – 10 марта. – С. 7.

Лукина, Л. Самые высокие показатели самого старого транспорта / Лариса Лукина // Йошкар-Ола. – 2008. – 11 нояб. – С. 1, 3.

Милютин, А. «Троллейбусным сетям» Йошкар-Олы – 30 лет / А. Милютин // Йошкар-Ола. – 2000. – 19 окт. – С. 10.

Алмакаева, М. Первый конкурс / М. Алмакаева // Марийская правда. – 1993. – 27 мая.

Перелистнём страницы истории троллейбусного движения в Республике Марий Эл.

Из статьи Милютина А.: «Только в начале 1967 года вопрос о троллейбусах был решен положительно. Проектно-сметную документацию на строительство троллейбусных линий поручили выполнить проектному институту «Гипрокоммунэлетротранс» Министерства коммунального хозяйства РСФСР.

Группу проектантов возглавил главный инженер проекта Эрнесто Эрнестович Эреро – испанец по национальности, энергичный и очень грамотный инженер-транспортник. Ознакомившись на месте с городом и местными условиями, Эреро оперативно решил все вопросы, связанные с привязкой типового проекта троллейбусного депо, троллейбусных линий, тяговых подстанций.

А осенью 1967 года строители и монтажники приступили к работе. Он связал густонаселенный Заводской район, 1 и 2 микрорайоны с центром и железнодорожным вокзалом».

Троллейбусное движение началось 5 ноября 1970 года. На линию, что проходила по улице Машиностроителей от троллейбусного парка до завода железобетонных изделий и конструкций № 1, вышло 2 троллейбуса под номерами 1 и 2.

Как это было, читаем в статье:

Двинянинов, А. Троллейбус: начало и перспективы : репортаж с места события / А. Двинянинов // Марийская правда.– 1970. – 7 ноября.

«5 ноября, в славные дни 50-летия республики, в торжественной обстановке начали обкатку двух троллейбусов из десяти, прибывших из города Энгельса [Энгельсский троллейбусный завод имени Урицкого]. Вести доверили Ивану Михайловичу Кочакову и Василию Егоровичу Кодочигову, которые полмесяца назад окончили Центральные курсы технического обучения при Горьковском управлении ГТТУ…

В троллейбусе такие же сидения, с боков, как в автобусе, только он несколько длиннее. А вот вмещает людей в два раза больше – 120 человек…

Троллейбус имеет преимущество перед автобусом. Он расходует дешевую электроэнергию, не загрязняет воздух, развивает более высокие ускорения при пуске, может возвращать энергию торможения в сеть, плавно регулировать скорость.

Себестоимость перевозки одного пассажира троллейбуса на 40% ниже, чем автобусом».

Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна (в те годы имевшая статус Республиканской научной библиотеки Марийской АССР) не осталась в стороне от троллейбусной истории. О том, как отдел библиотеки помог троллейбусному хозяйству, идет речь в статье:

Львов, Г. Широкая география МБА / Г. Львов // Марийская правда. – 1971. – 11 января.

«Часто к услугам МБА [межбиблиотечным абонементом руководила Капиталина Александровна Кузьминых, её помощницей – младший библиотекарь Людмила Глазырина] прибегают из таких вот практических, а порой и производственных соображений. Инженеру Йошкар-Олинского троллейбусного хозяйства С. Перлину крайне понадобилась книга «Контактная сеть трамвая и троллейбуса». Такая книга была получена из Горьковской областной библиотеки и вручена инженеру, чем тот был весьма обрадован. Другой работник того же хозяйства П. Алгасов, получивший через МБА 25 книг, обещал «прокатить» работников МБА первым же троллейбусом как самых почётных гостей».

С историей ввода троллейбусного движения в Йошкар-Оле можно познакомиться в публикациях:

Булгаков, П. Троллейбус входит в быт / П. Булгаков // Марийская правда. – 1971. – 6 апреля.

Гаан, Б. Идет по городу троллейбус / Б. Гаан // Марийская правда. – 1971. – 22 августа.

Булгаков, П. «Троллейбус? Это замечательно!» / П. Булгаков // Марийская правда. – 1971. – 14 ноября.

Корельчук, И. Третий троллейбусный маршрут / И. Корельчук // Марийская правда. – 1972. – 26 марта.

Корельчук, И. По Ленинскому проспекту / И. Корельчук // Марийская правда. – 1972. – 30 апреля.

Лычко, Б. Идут по городу троллейбусы / Б. Лычко // Марийская правда. – 1972. – 21 мая.

Смирнов, В. Счет на миллионы : троллейбусники выполнили годовой план / В. Смирнов // Марийская правда. – 1972. – 22 октября.

Евгеньева, М. Троллейбус до Девятого микрорайона / М. Евгеньева // Марийская правда. – 1973. – 22 апреля.

Алмакаева, М. Первый конкурс / М. Алмакаева // Марийская правда. – 1993. – 27 мая.

Приведём выдержки из статьи о первом конкурсе водителей троллейбусов:

«Около тридцати молодых водителей троллейбусов участвовали в первом республиканском конкурсе на лучшее знание техники и вождение одного из самых перспективных городских видов транспорта.

Что же определяет этот конкурс, чему учит? Фигура «въезд в бокс» очень сложная, дающая возможность показать свой опыт вождения при неблагоприятных условиях. Умение ориентироваться по препятствиям на дороге выявлялась в упражнении «движение по пенькам». Троллейбус – машина сложная. Здесь нетвердые знания могут повлечь за собой такие неприятности, как зацепы, поломки, срывы.

Четко, без отклонений от программы проходили водители все этапы трудного конкурса. Победителем стал Геннадий Евдокимов. Ему вручен кубок соревнования.

Геннадий Евдокимов работает в троллейбусном парке с первого дня. Он водитель второго класса и продолжает совершенствовать свое мастерство. Ему предстоит защищать честь нашей республики на Всероссийском конкурсе водителей троллейбусов, который состоится в Горьком.

Первый республиканский конкурс молодых водителей троллейбусов прошел насыщенно и интересно. Он показал, что большинство водителей имеет хорошую теоретическую и практическую подготовку».

 

Экскурс в историю троллейбусного транспорта подготовлен Л. Р. Мансуровой, главным библиографом информационно-библиографического отдела.

Русский