100 ЛЕТ МАРИЙ ЭЛ. Премьера первого марийского балета «Лесная легенда» (февраль, 1973 г.)

20.02.2019 | 5028 просмотра(ов)

17 февраля 1973 года в Марийском музыкальном и драматическом театре им. М. Шкетана состоялась премьера первого национального балета «Лесная легенда». Марийский балет стал большим событием и ярким свидетельством расцвета народа мари.

Известный композитор, профессор Казанской консерватории, почетный член Союза композиторов Марийской АССР Анатолий Борисович Луппов написал музыку балета на либретто Валентины Наваевой по мотивам марийских сказок и легенд. В ней звучат народные мелодии. Это позволило постановщику балетмейстеру Энну Рая создать спектакль, где органично сочетается классика и народная хореография. Поэтическому рассказу о любви марийской девушки Эрики и юноши Аксая, об их борьбе со злыми лесными духами помогли великолепные декорации и костюмы, выполненные по эскизам художницы Раисы Чебатуриной.

В спектакле в главных партиях были заняты артисты балета Алла Александрова, Галина Михалева, Тамара Игнатьева, Галина Климанова, Алексей Козыревский, Яков Глейзер, Владимир Кузьминых, кордебалет, учащиеся балетной студии театра. Дирижер Виталий Куценко.

Луппов вспоминал: « Я начал писать этот балет в 1970 году и мне повезло в том плане, что здесь была балетмейстером Валентина Наваева. Я ей подсказал идею балета: действие должно было происходить в лесу, потому что марийцы издревле - лесной народ. В дальнейшем получилось так, что балет ставил эстонский балетмейстер, недавний выпускник балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории Энн Рая. Его постановка оказалась чрезвычайно удачной. Он познакомился со всем марийским танцевальным фольклором. Постановка балета была сенсацией. После премьеры люди стали приезжать в театр из деревень. Балет производил на зрителей большое впечатление…».

…Нежно любят друг друга юные крестьянка Эрика и отважный охотник Аксай. Но даже беспредельная любовь не может удержать Аксая от желания познать тайну леса. На пути юноши встает могущественный и коварный лесной властелин Керемет, пытающийся с помощью волшебницы Шайви – девушки, соблазненной Кереметом и ставшей исполнительницей его злой воли, - обольстить Аксая, заставить забыть свою мечту и любовь к Эрике. Но самоотверженность Эрики, целеустремленность Аксая преодолевают все преграды. Под воздействием любви к Аксаю преображается и Шайви. Она открывает ему тайну леса и ценной своей жизни помогает Аксаю в борьбе с Кереметом… Таково содержание балета – произведения, вдохновленного марийскими народными сказаниями. К сочинению партитуры балета А. Луппов приступил, будучи уже автором ряда крупных произведений: концертов для деревянных духовых инструментов, вокально-симфонических поэм, увертюр для симфонического оркестра «Пайрем» и «Татарское каприччио». «Лесную легенду» отличает композиционная стройность, логичность развития музыкального материала.

Хореографическая «партитура» спектакля, которую создал главный балетмейстер театра Энн Рая, - классический танец, обогащенный наиболее выразительными движениями марийской народной хореографии (заключенными в пластике женских рук и мужских ритмических танцев) стал основой балета.

По мнению Энн Рая, «… марийский танец дает целое богатство выразительных средств в движениях рук, которые можно использовать не только в марийском национальном балете, но и в классическом. Это богатство имеет право выйти за рамки национального искусства, стать интернациональным, разнообразить пластику рук в балете...».

Ненавязчиво, не разрушая поэтичного строя легенды, были введены в сцены балета некоторые элементы марийских обрядов: хороводы вокруг украшенного цветами столба, обозначение кинжалами магического круга в целях защиты от нечистой силы, символический обряд с плеткой, выполняемый над невестой во время свадьбы.

Исполнители главных партий балета сумели обогатить образы индивидуальными красками. Так, Аксай в исполнении Я. Глейзера привлекал мужественностью, целеустремленностью. Характерные черты второго исполнителя партии Аксая А. Козыревского - юношеская отвага, воздушный танец. По-разному подошли к решению роли главной героини. Эрика балерины А. Александровой – хрупкое, нежное и мечтательное создание, а у Г. Михалевой образ получился земной, по-девичьи непосредственный. Разные акценты ставили исполнительницы партии Шайви: Т. Игнатьева подчеркивала человеческие качества своей героини – страдание и женственность. Балерина Г. Климанова показала черты властной, обольстительной Шайви-волшебницы. Динамику развития образа Керемета великолепно передал В. Кузьминых, обладатель хорошей техники и удивительной гибкости тела.

Декорации и костюмы художницы Р. Чебатуриной были выполнены удачно. Они также помогли воплощению замысла спектакля. И занавес, как бы сотканный из сумрачного света лесной чащи, и пастельных тонов декорации леса, и звонкие краски свадебной сцены, и своеобразно решенные в национальном стиле костюмы – все эти живописные элементы органично слились с музыкой и хореографией балета.

Большую работу по раскрытию сложной партитуры балета проделал дирижер В. Куценко. Под его руководством оркестр, несмотря на малочисленность, неукомплектованность справился со своей задачей.

Такого захватывающего, завораживающего, динамичного зрелища йошкар-олинская сцена еще не знала. Балет был очень тепло встречен зрителями. Аплодисменты после особенно понравившейся сцены, после каждого акта, а когда спектакль закончился, зал аплодировал стоя.

В Йошкар-Олу на премьеру балета были приглашены министры культуры, композиторы из соседних республик, гости из Москвы.

Много было сказано теплых слов создателям балета. Выступали представители общественности Йошкар-Олы, гости.

«Лесная легенда» для молодого марийского балета стала школой мастерства и вошла в сокровищницу марийской музыкальной культуры. Подобно балету «Шурале» татарского композитора Ф. Яруллина, «Лесная легенда» внесла достойный вклад в развитие советского балетного искусства.

 

При подготовке материала использована следующая литература:

 

  1. Брагилевская Е. Премьера первого марийского балета / Е. Брагилевская // Марийская правда. – 1973.- 17 февр.
  2. Махновец Т. Спектакль яркий и самобытный / Т. Махновец // Марийская правда. - 1973. – 18 февр.
  3. Луппов А. Б. «Лесной легенде» суждена долгая жизнь / А. Б. Луппов ; беседу вел Н. Виногоров // Вестник района. – 1998. – 29 мая.
  4. Новоселова Л. «Лесная легенда» / Л. Новоселова // Марийская правда. - 1973. – 20 февр.
  5. Рая Э. Богатство национальной пластики / Э. Рая // Марийская правда. – 1973. – 20 февр.
Русский