У каждого, кто пережил Великую Отечественную войну, своя особая память. Не остались в стороне от всенародной борьбы с сильным и смертельно опасным противником и дети. Дети войны взрослели очень быстро. Что мог сделать для Победы маленький человек, которому по возрасту еще рано было брать в руки оружие? В обращении учащихся Медведевской средней школы ко всем пионерам и школьникам республики 1 июля 1941 года писалось: « …Наша задача – оказывать всемерную помощь взрослым в городах, рабочих поселках, колхозах. Наши детские руки в эти горячие дни многое могут сделать для Советской страны…» Об истории народного образования Марийской АССР в тяжелые годы Великой Отечественной войны Юрий Яковлевич Протасов, создатель музея народного образования Марий Эл, автор книг («Всеобщее среднее», 1984, «Тернистый путь школы», 1999, «На службе учителю», 2001, «Повесть памяти», 2004) в статье «Тернистый путь школы: из летописи народного образования », напечатанной в журнале «Марий Эл: вчера, сегодня, завтра» (1994, № 4, С. 35-40) писал:
«…На деятельность органов народного образования и школ Марийского края сильно повлияла обстановка военного времени. Одной из важнейших задач была забота о детях, особенно о детях фронтовиков и эвакуированных из прифронтовой полосы. Сеть школ, в основном, осталась на уровне 1940 г. (706 школ с контингентом учащихся 108,6 тыс. чел.). Но количество учащихся к 1945 году значительно сократилось. Особенно это было заметно в старших классах: сказался и призыв в ряды Советской Армии, и переход на работу, поступления в ремесленные училища, ФЗО и др. В 1941-42 учебном году не было охвачено обучением более 34,0 тыс. чел., в 1943-44 – 16,0 тыс., в 1944-45 – 1,2 тыс. человек.
Во второй половине 1941 года возросло число детских домов. На 1 января 1942 года функционировало 24 детских дома с контингентом 2609 детей, из них 19 детских домов для 1488 эвакуированных. В одном из детских домов г. Йошкар-Олы воспитывался ныне широко известный актер Ролан Быков. Всюду шла перестройка работы на военный лад, все подчинялось интересам фронта. Например, в Куженерском районе из учителей организовывались кружки по изучению противовоздушной и противохимической обороны. Тысячи школьников работали в колхозах. Учащиеся Новоторъяльского района летом 1942 г. убрали урожай с площади 170 га, вытеребили лен и околотили его с площади 79 га. В Килемарском районе пионеры и школьники вырастили 239 ягнят, 20 жеребят, сотни поросят, собрали 173 тонны грибов, 305 тонн ягод, 193 тонны шиповника. По почину учащихся Медведевской средней школы пионеры республики в июле 1941 года объявили себя мобилизованными на любую посильную работу. «Все юные силы на защиту Родины", – так писали учащиеся этой школы в обращении ко всем пионерам Марийской АССР.
Учащиеся средней школы N 4 г. Йошкар-Олы оказывали помощь колхозу "Новый Путь" на сенокосе. Йошкар-Олинский дом пионеров в колхозе "Искра" организовывал постоянный лагерь. Школьники-косцы Геннадий Смехов, Кронит Тайгильдин, Владимир Молчанов не уступали в работе взрослым.
В Сернурской средней школе из 250 учащихся были организованы постоянные рабочие бригады. Они пропололи 868 га. колхозных посевов. Ученики этой школы в колхозе "III Интернационал” выращивали молодняк для кавалерии.
В школах создавались тимуровские команды по оказанию помощи семьям фронтовиков, бригады учащихся по ремонту школ и подготовке их к новому учебному году.
В 1943-1944 г.г. при участии школьников было собрано и изготовлено 8,6 тыс. полушубков, 29,3 тыс. варежек и перчаток, 31,2 тыс. носков, 30,1 тыс. шапок-ушанок. По инициативе пионеров школы N 6 (N 11) г. Йошкар-Олы по всей республике начался сбор в фонд обороны. Были собраны деньги на самолет им. Гастелло стоимостью 759 тыс. руб., танковую колонну "Народный учитель" – 12 тыс. руб, в фонд обороны – 37,8 тыс. руб. деньгами и 95 тыс. облигациями. На подарки бойцам учащиеся собрали 3364 теплые вещи, 7,5 тыс. книг для госпиталей. Пионеры Йошкар-Олы в 1943 году отправили 1646 посылок воинам.
Учащиеся многих школ республики переписывались с фронтовиками, создавали альбомы о подвигах советских солдат и офицеров. Так, в 1942 г. учащиеся Кучкинской неполной СШ Оршанского района писали бойцам и командирам 424 части: "Может быть, в вашей части есть отцы, братья или односельчане кого-нибудь из нас, так пусть знают они, что мы их не опозорим: мы будем учиться хорошо и отлично, помогать родителям в работе, помогать вам, нашим доблестным защитникам..."
В то время в республике было 386 пионерских дружин, которые объединяли 29,8 тыс. пионеров (из 39,7 тыс. детей пионерского возраста). Они были инициаторами и организаторами многих полезных дел детских коллективов.
В соответствии с постановлением Совнаркома Марийской АССР, Советами, местными промышленными предприятиями, торгующими организациями для воспитанников детских домов было пошито 1500 пальто, 2900 пар обуви, 1650 головных уборов, приобретено 25 тыс. подержанных учебников, 1200 тетрадей. Над детскими домами и школьными интернатами шефствовали предприятия, учреждения, колхозы.
Несмотря на помощь, школы испытывали трудности из-за недостатка топлива и освещения, учебников, наглядных пособий и школьных письменных принадлежностей. В некоторых школах приходилось по два учебника на весь класс. Тетрадями по русскому языку и арифметике служили старые книги, газеты. Писали между печатных строк. Чернила делали из сажи, сами мастерили ручки из веток малины, бузины, из перьев кур, гусей.
Однако учебный процесс шел. В 1944-45 учебном году отсев детей из школ начал сокращаться. В этом большую роль сыграло оказание материальной помощи нуждающимся учащимся. Организовывались горячие завтраки. Для этих целей колхозы и родители собрали 378 тонн картофеля, 976 центнеров овощей, 363 центнера зернобобовых, также крупы, масло, молоко, мясо и т. д. Так, в 246 школах завтраками была охвачена 21 тысяча детей.
Многие колхозы и предприятия шефствовали над школами. Например, члены колхоза им. Вахитова Моркинского района к началу 1944-45 учебного года в своей Татчодраяльской семилетней школе отремонтировали все печи, заготовили и вывезли на школьную площадку дрова, обработали и засеяли участок на площади 3,5 га. Такие примеры были многочисленны.
В 1943 году в республике были организованы первые школы рабочей и сельской молодежи для тех, кто оставил учение в связи с переходом в промышленность и сельское хозяйство. Еще полыхала война, но государство в области народного образования уже закладывало программу мирной жизни. Так, впервые были утверждены "Правила для учащихся", в которых определялись обязанности школьников, а в июне 1944 года было принято постановление СНК СССР "О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе". В соответствии с ним вводились выпускные экзамены и экзамены на аттестат зрелости, награждение учащихся-отличников золотой и серебряной медалями. В 1944-45 учебном году впервые за годы войны проводились выпускные экзамены в 4 и 7 классах и на аттестат зрелости в 10 классах. В этом же году введен обязательный всеобуч с семилетнего возраста.
Многие учителя уходили на фронт, их заменяли молодые выпускники учебных заведений, а подчас и вообще предметы не велись, или вели их неспециалисты.
В 1944 году в институтах и средних специальных учебных заведениях обучалось около 5 тысяч человек. За самоотверженный труд по обучению и воспитанию детей в годы Великой Отечественной войны 57 учителей республики награждены орденами и медалями Советского Союза. 7 учителям присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». 24 человека получили почетное звание «Заслуженный учитель Марийской АССР». 64 учителя награждены Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Марийской АССР, 10 – значком «Отличник народного просвещения РСФСР».
В тяжелых кровопролитных боях на фронте, в партизанских отрядах проявили отвагу и героизм работники народного образования Марийского края. Более 40 Героев Советского Союза выросли и воспитывались на марийской земле, из них 5 человек – работники просвещения. Это красноармеец Сергей Романович Суворов, учитель Пумаринской школы Мари-Турекского района, который воевал на Западном фронте. Из мари он стал первым Героем Советского Союза. Высокое звание было присвоено ему 31 марта 1943 года, посмертно. Суворов С. Р. Скончался в госпитале от тяжелых ран. Его могила находится в пос. Износки Калужской области.
Герой Советского Союза Василий Степанович Архипов, учитель начальных классов, гвардии младший сержант, сражался на подступах к городу Ромны. Он истребил сотни немцев, бился до последней возможности. Во время атаки, когда противник стал его окружать, он отстреливался из нагана. Последним патроном Архипов застрелил себя, чтобы не попасть в плен.
Герой Советского Союза Рябинин Николай Сергеевич, директор Великопольской средней школы Оршанского района, старший лейтенант, командир стрелкового взвода Брестской дивизии воевал на 1 и 2 Белорусских фронтах. 14 января 1945 года он отбил 6 яростных контратак гитлеровцев, которые потеряли 170 солдат и офицеров. В боях за населенный пункт Гатка с 14 по 15 января 1945 года Рябинин огнем из своих расчетов отразил 4 вражеские контратаки, уничтожив почти роту немецкой пехоты. 16 января 1945 года при прорыве обороны перед деревней Ново-Весь огнем из своего «Максима» в упор расстрелял более 200 немецких солдат и офицеров. 17 и 18 января при форсировании реки Вкры Николай Сергеевич уничтожил 3 вражеских пулемета и расчет 37-миллиметровой пушки, 130 немецких солдат и офицеров. Его последний бой был 28 января за деревню Гручно. Противник превосходил силами. Рябинин Н. С. отразил две контратаки, уничтожив 70 вражеских солдат и офицеров. Санитары вынесли его и отправили в медпункт. После войны он жил в Москве. Умер в 1975 году.
Михаил Васильевич Лебедев, воспитанник Новоторъяльского педучилища, гвардии-лейтенант, звание Героя Советского Союза получил за умелую военную организацию воинов при форсировании реки Днепр. 6 октября 1943 года на передовом НП он был тяжело ранен. Умер в госпитале. Похоронен в городе Мелец (Польша).
Станислав Иванович Костров, преподаватель МГПИ им.Н. Крупской, лейтенант, командир взвода стрелкового полка, звание Героя Советского Союза получил за форсировании реки Вислы. В ночь с 31 июля на 1 августа 1944 года он первым занял плацдарм под огнем и бомбежкой противника, отбил 8 вражеских контратак, уничтожив при этом 5 пулеметов противника, подавил 7 пулеметных точек и уничтожил около 50 гитлеровцев. Герой закрепил плацдарм, углубил его до 4 км. Удержал до подхода основных сил
Сотни сынов и дочерей марийского народа награждены орденами и медалями за ратные подвиги в годы войны…»
Информацию подготовили сотрудники отдела национальной краеведческой литературы и библиографии А. Н. Булыгина и С. П. Рыбакова.
По данной теме можете прочитать литературу:
- Могилевская С. Дом в Цибикнуре: повесть / С. Могилевская. – М.-Л.: Детгиз, 1949. – 223 с.
- Востриков В. Г. Дети в Великой Отечественной войне / В. Г. Востриков // Листая страницы войны: к. 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. – Йошкар-Ола, 2005. – С. 45-71.
- Семенова Л. В. Юнкоры огненных лет / Л. В. Семенова // Листая страницы войны: к. 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. – Йошкар-Ола, 2005. – С. 71-79.
- Кириллов Г.Школа мастерства: трудовые резервы республики в годы Великой Отечественной войны / Г. Кириллов // Марий Эл: вчера, сегодня, завтра. – 1996. – №1. – С. 100-103.
- 2633 просмотра