Нелегко художнику-солдату,
Краток на путях войны привал,—
Наш товарищ фронтовой когда-то
Нас в часы досуга рисовал.
Кто хотел послать портрет невесте,
Кто родных порадовать спешил:
– Нарисуй меня, но, честь по чести,
Безбородым, как до фронта был.
И художник на клочках бумаги
Рисовал, досуга не ценя.
Как-то раз в одном глухом овраге
Рисовать он начал и меня.
Ранят иль убьют бойца, но дома
На стене висит его портрет
И одной улыбкою знакомой
Утешает в том, что писем нет.
День настал – погиб солдат-художник,
Мой портрет закончить не успел,
Не узнал конца путей тревожных…
Нет бойца, а вот рисунок цел.
Он хранится в небольшой тетради.
Это память друга моего…
На портрет незавершённый глядя,
Не себя я вижу, а его.
(Алим Кешоков «Незавершённый портрет», 1945 г.)
С первых дней Великой Отечественной войны многие художники Марийской АССР, сменив палитру, кисти и карандаши на оружие, ушли на фронт. Против фашистских захватчиков сражались И. Мамаев, В. Семёнов, Н. Смирнов, Б. Яковлев, Г. Осокин, Ю. Паткиевич, Ф. Шабердин, И. Шабруков и другие. Большинство из них прошли трудные дороги войны от первого до последнего дня. И. Мамаев сражался на семи фронтах, был ранен, В. Семёнов служил на Балтийском флоте в Кронштадте. Ф. Шабердин с 1935 г. служил на Балтийском флоте, участвовал в легендарной обороне Ленинграда, был тяжело ранен в 1943 г. Об участии в Великой Отечественной войне он вспоминать не любил, считал, что не совершил ничего особенного: «Время войны для всех было трудным, и я старался добросовестно исполнять свой долг».
Многие марийские художники так и не вернулись домой с полей сражений. При выполнении боевого задания в 1942 г. погиб доброволец Г. Зиновьев –организатор и педагог Йошкар-Олинской студии изобразительного искусства, воспитанниками которой были многие начинающие художники, ушедшие на фронт. Пропал без вести Н. Воскресенский, пали смертью храбрых В. Павлов, Г. Киткаев, Е. Чебасов, А. Месенёв, Н. Епанечников и другие. Эти потери тяжело отразились на молодом изобразительном искусстве республики.
Но и на войне художники-бойцы оставались художниками, создавая рисованную летопись суровых фронтовых лет и солдатского быта. В большинстве – это кратковременные наброски, акварели, сделанные с натуры, на поле боя, в штабе, блиндаже, в партизанском лесу, в редкие минуты затишья и отдыха.
Б. Яковлев в своих акварелях «Солдаты в землянке», «Солдаты на вокзале», «На параде 1 мая 1943 года» запечатлел солдатские будни. Г. Осокин был участником легендарного парада 7 ноября 1941 г. В феврале 1942 г. в бою под Калугой он был тяжело ранен в обе ноги осколками немецкой мины. Г. Осокин пробыл в госпитале больше года, и когда смог, стал много рисовать – портреты раненых, медсестёр, врачей, пленных немцев. Его фронтовые зарисовки и картина «Падаль», клеймящая варварство фашистов, экспонировались на выставке «Художники-фронтовики» в 1943 г. в Центральном Доме Красной Армии в Москве. Второе большое полотно «Огонь по фашистским танкам» Г. Осокин также написал в годы войны под живым впечатлением боёв, в которых он участвовал.
Война на несколько лет отодвинула планы юношей, мечтавших стать художниками. П. Малинин, призванный в 1939 г. с третьего курса Горьковского художественного училища в ряды Красной Армии, во время войны служил в железнодорожных войсках в Монголии. Будущий горномарийский художник Ф. Якимов сражался с фашистами до конца войны. После ранения он вернулся в свою дивизию, стал разведчиком, принимал участие в освобождении Украины, Польши и Чехословакии, во взятии Берлина, где на стенах Рейхстага написал: «Я из МАССР». А. Орлов, будущий график и художник книги, с марта 1943 по ноябрь 1945 гг. был командиром отделения пулемётного батальона запасного стрелкового полка.
Многие художники, которые волею судьбы оказались в нашей республике в послевоенные годы, также участвовали в войне. Ю. Белков с 1942 г. служил матросом-радистом на Северном флоте, а с мая 1944 г. – на Черноморском. Он всегда носил при себе небольшой альбомчик, урывал минуту-другую на наброски и портретные зарисовки. А. Пушков воевал на Дальнем Востоке, принимал участие в покорении Большого Хингана, в освобождении Харбина, Мукдена, Хайлала, Порт-Артура. В ходе сражений он был неоднократно ранен, после ранений вновь возвращался в строй. Е. Скрицкий с 1943 г. служил в 54-м бомбардировочном авиационном полку, воевал на Первом Белорусском фронте. В 1945 г. в качестве стрелка-радиста он участвовал в прорыве фронта на Одере и взятии Берлина. А. Фомин воевал на Воронежском и Юго-Западном фронтах, дважды был ранен. В. Козьмин дороги Великой Отечественной войны прошёл от Москвы до Берлина. Он был начальником маскировочной мастерской 3-й Отдельной роты Западного и Восточного фронтов. Как многие художники, в годы войны В. Козьмин не расставался с красками и карандашами. В часы затишья он рисовал солдат-сослуживцев, пишущих домой письма, что-то шьющих или готовящих нехитрый армейский обед. Его зарисовки и этюды дают отчётливое представление о фронтовом быте. И. Михайлин в 1943 г. 17-летним мальчишкой добровольцем ушёл на фронт. Ему дважды отказывали в военкомате из-за юного возраста. Но в 1943 г., когда фронт подошёл к Саратову, он был зачислен в 720-й зенитно-артиллерийский полк. Победу молодой солдат встретил в Румынии. Михайлин использовал для рисования короткие передышки между боями, этюдником ему служил телефонный ящик.
В наши дни сохранившиеся немногочисленные наброски и акварели, сделанные художниками-фронтовиками, являются не только произведениями искусства военного времени, но и документами истории.
При подготовке материала использована следующая литература:
Кудрявцев, В. Г. Марийская графика / В. Г. Кудрявцев. – Йошкар-Ола, 2001. – 207 с.
Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет / сост. В. М. Курганова. – Москва: Советская Россия, 1990. – 272 с.
Прокушев, Г. И. Очерки о художниках Марий Эл / Геннадий Прокушев – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2016. – 334 с.
Прокушев, Г. И. Этюды о художниках Марий Эл / Геннадий Прокушев. –Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003. – 359 с.
Информация подготовлена Пушкиной О. Л., библиотекарем отдела литературы по искусству.
- 2689 просмотров