100 ЛЕТ МАРИЙ ЭЛ. Художник самобытного дарования (К 65-летию Ивана Ямбердова)

16.09.2020 | 5003 просмотра(ов)

Иван Михайлович Ямбердов – Заслуженный художник России, Заслуженный деятель искусств МАССР, лауреат Государственной премии Республики Марий Эл им. А. В. Григорьева. Участник художественных всесоюзных, всероссийских, зональных и зарубежных выставок, выставок «Край марийский». Было организовано несколько персональных выставок.

И. М. Ямбердов родился 16 сентября 1955 г. в д. Карамасы (Чодраял) Волжского района. Рисовать любил с детства. Учился в музыкально-художественной школе-интернате №1 г. Йошкар-Олы (учебное заведение закрытого типа для одарённых детей коренной национальности - мари), затем – в Йошкар-Олинском художественном училище. В учёбе Иван был лидером среди учащихся. Ирина Шехурдина вспоминала: «Он выделялся среди однокурсников живописными особенностями, тонким чувством цвета, а главное – большим трудолюбием». С теплотой вспоминает Иван Михайлович своих учителей и особенно М. А. Морозова – прекрасного человека и педагога.

Высшее профессиональное образование И. Ямбердов получил в Московском государственном академическом институте им. В. И. Сурикова. Уже в студенческие годы он активно участвует в выставках, а дипломная работа «Родная земля» подвела итог успешному обучению в монументальной мастерской профессора Ю. К. Королёва. Возможность быть в гуще культурной жизни страны, знакомство с лучшими достижениями живописи и графики оказали плодотворное влияние на формирование личности молодого художника. Но местом силы для таланта И. Ямбердова явилась его родная марийская земля. Хорошо зная национальный эпос, национальную культуру, он нашёл свои темы и сюжеты и в короткий срок стал ярким, самобытным мастером. В 1983 г. был принят в Союз художников России.

Воспоминания из личной жизни, поездки в родную деревню явились толчком для создания произведений на деревенскую тему: «Осень в Карамасах» (1979), «Дубы» (1981), «Родная земля» (1981-1983), «Конный двор» (1989) и многих других.

К 400-летию Йошкар-Олы, в 1984 году, художник пишет полотно «Праздник на площади», где создаёт групповую портретную композицию своих карамасских земляков. Н. Ефимова писала: «Мерцание огней, размытость очертаний фигур, примет городского пейзажа, парение взгляда художника над площадью придаёт конкретной бытовой сцене загадочность, какую-то космическую бездонность».

Сохранение традиций, обычаев, культуры мари, поэтика народной жизни, вера, основанная на языческих корнях предков, очень важна для художника. Так в картине «В день свадьбы» (1987) художник изображает подготовку к важному событию. Невеста в национальном свадебном наряде, бабушка накладывает последние штрихи к туалету внучки. Действие в картине на первый взгляд протекает размеренно и спокойно. Но зритель останавливает свой взгляд на образе матери невесты, выражение лица которой отражает одновременно и радость, и тревогу за судьбу своей дочери. Здесь И. Ямбердов выступает тонким психологом, раскрывая глубоко спрятанные чувства героини картины.

В сюжетах, посвящённых языческим праздникам («Сурем. Праздник в Карамасах», «Ушан. Вера» и др.), стихия языческого посвящения мерцает сполохами жертвенных костров, где люди и животные едины, находятся во взаимосвязи.

Сам художник не раз повторял: «Надо знать, понимать и развивать своё, национальное». И пишет только то, что сам выстрадал, вынес из своего жизненного опыта. Неудивительно, что в его творчестве немало пейзажей и портретов односельчан. Особое место занимают картины, на которых изображены близкие художнику люди – мать, дед и бабушка («Даль памяти», «Медовый полдень», «Дед Макар»). В картине «Дед Мирон» на фоне родного марийского пейзажа изображён седой, умудрённый жизненным опытом старик. Тяжело опущены на колени его натруженные руки. Глаза закрыты, вся фигура старика – воплощение спокойствия и житейской мудрости.

Иван Михайлович избегает повествовательности, будь то портрет, пейзаж или жанровая картина. Поэтому каждая его работа – это философское рассуждение о смысле жизни, добре и зле, правде и лжи. Художник всегда оставляет зрителю что-то недосказанное, заставляет его не просто смотреть, а думать. Журналист Г. Константинова писала: «Ямбердов понимает жизнь как мгновение вечности, воспринимает мир глобально, обнажая его пласты… И это выражается через такое красивое и загадочное животное, как лошадь». Образ коня, коня и всадника – один из самых любимых и часто появляющихся образов на полотнах художника.

Культуролог Э. Колчева во вступительной статье к альбому «Иван Ямбердов» даёт трактовку образов лошади, являющейся важным элементом в структуре мироздания художника. «Молодой красный конь радостно катается по земле, вбирая в себя новые животворные силы, излучаемые Матерью-Древом в картине «Вселенная». …На полотне «Красные кони» возникают лошадь-время, табун-время – живая энергия, способная созидать и разрушать….. В каждую новую картину И. Ямбердов вносит какую-то деталь, наполняющую сюжет новым смыслом. То радуга – в марийских поверьях ворота счастья – встаёт над табуном, то под копытами оказываются черепа животных как дополнительные знаки времени («Радужный табун»)». Появляется или рождается белый конь из священного дерева («Белая лошадь», «Белая лошадь и луна», «Лунный свет»). Время на картинах И. Ямбердова становится вихрем, оглушительной цветной вспышкой над вздыбленным пространством, где летят кони.

Художник смело экспериментирует с колоритом. В живописи И. Ямбердов предпочитает плотную, глухую зелень, ультрамариновую синь или светлую голубизну небес, пронизанную световыми всполохами. «Динамичные переходы цвета, обострённые внезапными вспышками света, придают полотнам Ямбердова ощущение постоянного движения, дыхания природы, её вечной неразгаданной тайны» (Н. Ефимова).

Да и сам художник не останавливается на достигнутом: по-прежнему в постоянном движении и творческом поиске. И. М. Ямбердов пишет то, что любит и знает, говорит от имени своего народа, которому принадлежит от рождения. Он никогда не теряет самобытности. Его работы узнаваемы, а их автор эмоциональный, неравнодушный человек, много размышляющий «философствующей кистью».

 

Информация подготовлена зав. отделом литературы по искусству Овчинниковой И. Н.

 

 Список литературы.

1. Иван Ямбердов. Каталог. Живопись. Графика. /Вступ. статья

 Н. Ефимовой. – Йошкар-Ола, 1992. – 63 с.

2. Иван Ямбердов. Альбом /Сост. А. С. Абдулов. – Йошкар-Ола, 2005

3. Прокушев Г. Этюды о художниках Марий Эл. – Йошкар-Ола, 2003.

 - 360 с.

4. Тумбаев В. 360 градусов. Галерея Ивана Ямбердова: Фотоальбом. – Йошкар-Ола, 2004. – 208 с.

5. Ефимова Н. «Холст – моя земля» // Марийская правда. – 1985. – 17 марта. – С.4

6. Ефимова Н. Пламя заката // Марийская правда. – 1990. – 25 мая. – С.4

7. Константинова Г. «Табун Ямбердова» // Марийская правда. – 2002. – 2 июля. – С. 4

8. Кувшинская Л. Корни Ямбэрдэ // Марийская правда. – 1992. – 10 марта. – С.4

9. Морохин Н. И я там был… Размышления в мастерской художника // Марийский мир. – 2013. - № 2. – С. 24-27

10.Смола Л. Из чистого истока // Марийская правда. – 1994. – 12 января. – С.4

11. Соловьёва Т. Злободневно о былом // Марийская правда. – 1989. – 5 января. – С. 3

12. Соловьёва Т. «Земля и на ней человек…» // Молодой коммунист. – 1990. – 28 марта. – С. 6

13. Шехурдина. И. Молодой голос // Марийская правда. – 1982. – 20 ноября. – С. 3

Русский