Анатолий Васильевич Медведев – скульптор, заслуженный художник Российской Федерации, заслуженный художник Республики Марий Эл. Он работает в портрете, скульптуре малых форм, медальерном искусстве, создаёт жанровые композиции, выполненные в мраморе, дереве, алюминии и бронзе.
Анатолий Васильевич Медведев родился 18 ноября 1946 г. в г. Петровске Саратовской области. Он с детства был увлечён рисованием, резьбой по дереву, лепкой из глины. После окончания школы А. В. Медведев поступил в Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого. Однако учёбу пришлось прервать на 3 года из-за службы в армии, которая проходила в нашей республике. А. В. Медведева определили в клуб при части. Так началась его творческо-армейская служба. Он рисовал плакаты и афиши, выезжал в Йошкар-Олу в управление кинофикации за новыми фильмами. В художественном отделе управления А. В. Медведев познакомился и подружился со многими известными художниками и скульпторами нашей республики. Эта дружба во многом определила то, что после окончания училища в 1973 г. Анатолий Васильевич Медведев с женой, тоже скульптором, Галиной Петровной, приехал в Йошкар-Олу. Супруги начали работать в художественном фонде при Союзе художников Марийской АССР.
Первые успехи Анатолия Васильевича в скульптуре были связаны с портретным жанром. «Айвика», «Геолог», «Охотовед Василий Фролов», «Портрет Оли» отличаются точной пластикой, строгостью формы, суровой сдержанностью создаваемых образов и вместе с тем глубиной характеров. За серию скульптурных портретов «Молодой современник» в 1980 г. А. В. Медведеву была присуждена премия им. Олыка Ипая.
От портрета скульптор перешёл к фигуре, к обнажённой модели, создал целый ряд оригинальных станковых композиций. Прототипом композиционной фигурной скульптуры «Волынщик» был первый марийский скульптор Ф. П. Шабердин. А. В. Медведеву удалось создать запоминающийся образ музыканта-художника, который предстаёт словно дерево, выросшее среди вековых лесов, родной природы, без которой не мыслил ни жизни, ни искусства.
Застывшие на ходу, замершие в незаконченном жесте или движении скульптуры А. В. Медведева словно объяты волшебным сном – кажется, тронь их, и они оживут. Конечно, это только иллюзия, но за ней скрывается секрет удивительного мастерства. Создавая из бесформенной глыбы портрет или фигуру человека, Анатолий Васильевич передаёт не только внешнее сходство, но и характер, настроение, душу своего героя, вкладывая в него и частичку своего сердца. Живым дыханием наделяет скульптор дерево, мрамор, бронзу, алюминий.
Созданные А. В. Медведевым памятники можно увидеть во многих уголках нашей республики. Фонтан санатория «Кичиер» (Волжский район) украшает женская фигура с арфой («Муза»). Вместо металлических струн музыкального инструмента – журчащие «нити» воды. В с. Мари-Билямор Мари-Турекского района находится обелиск воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны с горельефом, созданным скульптором, в г. Звенигове – памятник Героям Советского Союза, на здании ДОСААФ в г. Йошкар-Оле – мемориальная доска Героя Советского Союза А. Т. Канкошева.
Особое место в творчестве художника занимает памятник-бюст Сергея Григорьевича Чавайна. Он готовился к столетию основоположника марийской литературы, но был установлен на следующий год после юбилея – в 1989 г. (16 июня). Исполненный в белом мраморе, отличающийся ярким портретным сходством, памятник прекрасно вписался в ансамбль Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна. Каждый день Сергей Григорьевич встречает читателей у главного входа в библиотеку. Образ поэта и писателя одухотворён, кажется, что в мраморном бюсте бьётся сердце поэта.
Анатолий Васильевич и Галина Петровна Медведевы – не только семейный, но и творческий дуэт. Три года они трудились над уникальными рельефными композициями («Царская невеста», «Жизель», «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Акпатыр», «Лесная легенда»), которые ныне украшают интерьер здания Марийского государственного академического театра оперы и балета им. Э. Сапаева.
А. В. Медведев продолжает неустанно трудиться. 1 октября 2020 г. у Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая на ул. Пушкина был заложен камень будущего памятника композитору Андрею Эшпаю. Авторами проекта являются А. Медведев и С. Говорков.
При подготовке материала использована следующая литература:
Зингер, В. «Золотой» юбилей скульптора-лауреата / В. Зингер // Йошкар-Ола. – 1996. – 28 нояб. – С. 16.
Кантарин, А. Изваяние чистых душ / А. Кантарин // Молодёжный курьер. – 1996. – 21 нояб. – С. 15.
Кувшинская, Л. Молодые современники / Л. Кувшинская // Молодой коммунист. – 1980. – 28 авг. – С. 2.
Оленева, М. Анатолий и Галина Медведевы : «Каждая работа должна рождаться в любви» / М. Оленева // Марийская правда. – 2020. – 27 окт. – С. 20-21.
Поляшина, Л. Талант – это труд / Л. Поляшина // Лауреаты премии Олыка Ипая. 1968-1980 гг. – Йошкар-Ола : Марийское книжное издательство, 1982. – С. 102-105.
Прокушев, Г. И. Очерки о художниках Марий Эл / Г. И. Прокушев – Йошкар-Ола : Марийское книжное издательство, 2016. – 334 с.
Скрицкий, Е. Радость творчества / Е. Скрицкий // Молодой коммунист. – 1981. – 16 мая. – С. 3.
Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной.
- 2247 просмотров