ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ. «Я обладала и до сих пор обладаю талантом «жить»

06.03.2024 | 381 просмотра(ов)

Александра Михайловна Коллонтай (1872–1952) – незаурядная личность, необыкновенная женщина, государственный деятель и дипломат. Чрезвычайный и полномочный посол СССР, в 1917–1918 годах – нарком государственного призрения (социального обеспечения) в первом Советском правительстве. В ее биографии также годы работы профессионального революционера и членство в РСДРП(б) с 1915 года. В жизни Александры Михайловны вообще было много необычного – первая женщина-министр в истории, первая, по крайней мере, в отечественной истории женщина-посол, завотделом по работе среди женщин в ЦК ВКП(б), секретарь Международного женского секретариата при Коминтерне, теоретик международного феминизма, да и просто красивая женщина, не говоря уже о славе идеолога сексуальной революции.

Родилась в Петербурге в обеспеченной дворянской семье. Отец Александры Михайловны, высокопоставленный генерал Михаил Алексеевич Домонтович, принимал участие в русско-турецкой войне 1877–1878 годов и был Тырновским губернатором в Болгарии в 1878–1879 годах. Мать, Александра Массалин-Мравинская, была дочерью богатого финского фабриканта. Её сестры по матери: оперная певица Евгения Мравина и Адель Мравинская, брат – Александр, отец дирижёра Евгения Мравинского. Александра словно вобрала в себя таланты предыдущих поколений, в том числе получила по наследству настойчивость и волю. У маленькой Александры было все, что полагается генеральской дочери: отдельная комната, няня-англичанка, шкаф с дорогими платьями, огромная библиотека и лучшие учителя, на которых отец не жалел денег. Уже в детстве она владела четырьмя иностранными языками, интересовалась литературой. В 1888 году сдала экзамены за курс гимназии в 6-й мужской гимназии в Санкт-Петербурге, получила звание домашней учительницы. Посещала Школу поощрения художеств, брала частные уроки рисования.

Дочь состоятельного царского генерала, она была принята в петербургском высшем свете и легко могла найти себе достойного жениха. Родители были уверены, что будущее их дочери вполне определено: балы, удачное замужество, поездки в усадьбу и за границу. Однако Александра думала не о замужестве, а о свободе, причем не только для себя, но и для всех женщин и для всего человечества. Можно сказать, что она была одной из первых русских феминисток. И считала революцию вернейшим средством достижения свободы и равноправия. Большое влияние на неё оказала ее домашняя учительница М. И. Страхова, сочувствовавшая идеям народовольчества. А к участию в социалистическом движении Александра Коллонтай пришла в 1890-х годах благодаря знакомству с Еленой Стасовой.

Много значило в ее жизни знакомство в 1891 году в Тифлисе с будущим мужем Владимиром Коллонтаем, сыном двоюродной сестры генерала Домонтовича – учительницы Прасковьи Ильиничны и ссыльного поселенца, участника польского восстания 1863 года. Родители были против неперспективного жениха, но согласились на брак. Они поженились, но прожили недолго. Александра любила мужа, родился сын Михаил. Муж тоже любил ее, но ему все мучительнее было видеть, как жена отдаляется от семьи, увлекшись марксизмом и рабочим движением. Александра решается на разрыв отношений: «Мы разошлись не потому, что разлюбили, а потому, что меня тяготила и связывала та среда, от которой брак с Коллонтаем меня не спасал… Я продолжала горячо любить мужа и, уходя от него, страдала и болела душой. От Коллонтая я ушла не к другому. Меня увлекла за собой волна нараставших в России революционных волнений и событий».

В 1898 году, оставив мужа и сына, Александра Коллонтай отправилась в Швейцарию, где поступила в Цюрихский университет, чтобы слушать лекции Генриха Геркнера, известного в  те времена профессора политэкономии. В 1899-м переехала в Англию, чтобы изучить рабочее движение. В ее жизни все складывалось, как она хотела. Она меняла города и страны, знакомилась с новыми интересными людьми, ни перед кем не отчитывалась, сама себя освободила от всех обязанностей, не считала отцовских денег. В 1901-м познакомилась с Г. В. Плехановым, который произвел на Коллонтай сильнейшее впечатление. В 1905-м состоялась ее первая встреча с В. И. Лениным. Чем занималась? Революционной деятельностью. В роли агитатора, пропагандиста социал-демократических идей объехала много стран. В их числе: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Норвегия, Франция, Швейцария, США. Где-то жила подолгу, где-то бывала наездами. С 1908 года жила в Европе безвыездно, став политической эмигранткой. Коллонтай была блестящим оратором, очень живым эмоциональным человеком. Свои выступления она никогда не затягивала, они, несмотря на пламенную импровизацию, всегда были хорошо подготовлены. И чувствовалось, что за этим стоит огромный труд. Обычно Александра говорила не больше часа. На вопросы отвечала живо, остроумно. За билетами на лекции гонялись люди, далекие от социалистического движения.

В эмиграции близко сошлась с самыми авторитетными вождями мировой социал-демократии, не говоря уже об известных суфражистках. Женское движение всегда привлекало Коллонтай, которая, написав немало работ на эту тему, стала в конце концов одним из главных теоретиков феминизма. И не только в России. Любимым днем в году стало 8 марта, что неудивительно. В 1910 году А. М. Коллонтай участвует в работе Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене (Дания): выступает  с речью об охране материнства и детства, вместе с Кларой Цеткин вносит предложение о ежегодном праздновании 8 марта Международного дня работниц. В 1913 году принимает активное участие в организации и проведении первого женского дня в России, публикует статьи, посвященные Международному женскому дню

В Россию вернулась после Февральской революции 1917 года, Участвовала в самых важных событиях, в том числе в историческом заседании ЦК РСДРП(б) 10 (23) октября 1917 года, принявшем решение о вооружённом восстании и в проведении Октябрьского восстания в Петрограде. В 1917 году Коллонтай была одной из самых известных женщин русской революции, чему способствовали ее запоминающаяся внешность и неординарный ораторский дар, ее частые выступления на митингах. Можно сказать, что Александра Михайловна стала одним из символом Октябрьской революции, а также, пожалуй, главным символом эмансипации российских женщин после революции. Общее воодушевление революционной феерии подействовало на нее опьяняюще. Она почти не спала, мало ела, ее глаза полыхали голубым огнем, западные журналисты именно в этот период прозвали ее «Валькирией революции». Толпа устраивала ей овации. Не было женщины в революционном Петрограде популярнее Коллонтай. Ее в буквальном смысле носили на руках!

В новом государстве Александра Коллонтай получила высокий пост наркома по социальным вопросам. В конце 1917 года она подписала постановление об охране материнства и младенчества. При ее участии подготовлены проекты декретов о расторжении брака и о гражданском браке, в законодательстве закреплены отпуска по беременности и родам, создана система яслей и детских садов. Было закреплено равенство между супругами в браке, а также между детьми, рожденными в браке и вне брака. Отныне женщины имели полное право на развод: им занимался суд, а не церковь, причем дела стали рассматривать и в случае просьбы одного из супругов. 

В революционные дни 1917 года, когда она уже была заметной фигурой в большевистской партии, Александра знакомится с Павлом Ефимовичем Дыбенко, который позднее получил известность как революционер, политический и военный деятель, 1-й народный комиссар по морским делам РСФСР, командарм 2-го ранга (1935). Они впервые встретились на корабле, где Коллонтай выступала перед матросами. Дыбенко возглавлял выборный орган Балтийского флота – Центробалт, что свидетельствовало о его незаурядности, чрезвычайной силе характера и обаянии. Любовь матросов к своему красному начальнику была безграничной. Столь же безграничной была их непохожесть: европейски образованная интеллигентная женщина и практически безграмотный матрос, разгульный и невоздержанный в быту. Вскоре об отношениях Коллонтай и Дыбенко говорили на всех углах с таким же интересом, как об отречении царя. Их любовь словно стала органической частью революции, ее скандальной светской историей. Но их ничто не остановило. К тому же у Коллонтай было революционное отношение к браку, который, по ее мнению, гарантированно должен быть свободным: «Для классовых задач рабочего класса совершенно безразлично, принимает ли любовь форму длительного и оформленного союза или выражается в виде проходящей связи».

Взгляды на любовь и отношения полов Александра Коллонтай изложила в 1919 году в работе «Новая мораль и рабочий класс». Коллонтай считала представления об отношениях мужчин и женщин устаревшими и лицемерными. Влюбленным было запрещено вступать в интимную связь до брака, но юноши для удовлетворения сексуальных потребностей могли пользоваться услугами проституток, а девушки должны были ждать замужества. «Насколько естественнее и моральнее было бы, если бы два человека, подталкиваемые тем же запросом, искали утоления друг у друга», – пишет Коллонтай. Воплощением новой морали, по мнению Коллонтай, должна была стать «холостая женщина», обладающая «самоценным внутренним миром, живущая интересами общечеловека, внешне независимая и внутренне самостоятельная». Такая женщина могла искать партнера до тех пор, пока не нашла бы подходящего ей мужчину, и рожать детей вне зависимости от своего семейного статуса. Идеалом отношений Коллонтай считала моногамный брак, но допускала и другие формы любовной связи между мужчиной и женщиной. Например, «эротическую дружбу» или «любовь-игру», когда общение партнеров основывается на симпатии и взаимоуважении, а не на страсти, из-за которой они не могут жить друг без друга. Коллонтай описывает качества, которые должна воспитать в себе «новая женщина»: победа над эмоциями, выработка самодисциплины; отказ от ревности, уважение свободы мужчины; требует от мужчины не материального обеспечения, а бережного отношения к своей личности; новая женщина – самостоятельная личность, её интересы не сводятся к дому, семье и любви; подчинение разуму любовных переживаний; отказ от фетиша «двойной морали» в любовных отношениях; новая женщина не скрывает своей сексуальности.

Личная жизнь Коллонтай, идеолога «новой половой морали» и автора концепции «новой женщины» всегда привлекала внимание, в том числе не всегда доброжелательное. Мужчин же в жизни Коллонтай было немало, включая известных. Среди них видный экономист Петр Маслов, нарком труда и деятель партии Александр Шляпников, уже упомянутый Павел Дыбенко. Но эта неуемная в работе, подвижная женщина ради дела была готова пожертвовать многим, личной жизнью в том числе.

С 1922 года начинается дипломатическая карьера Александры Коллонтай, в которой она достигла высшей ступени – ранга Чрезвычайного и полномочного посла. Странами пребывания были Норвегия, Мексика, снова Норвегия и Швеция. Александра Коллонтай оказалась на дипломатической работе в связи с участием в «рабочей оппозиции», критикующей деятельность ЦК ВКП(б), когда временно оказалась не у дел. А работе на дипломатическом поприще могли способствовать ее прочные связи с европейским социалистическим движением и опыт работы на должности секретаря Международного женского секретариата при Коминтерне. К желанию уехать за границу подвигал также окончательный разрыв с гражданским мужем Дыбенко.

Как и в любой другой сфере деятельности, в дипломатии Александра Михайловна добивалась успехов. В Норвегии во многом поспособствовала политическому признанию СССР этой страной, содействовала заключению ряда торговых сделок, оказывала помощь в спасении экспедиции Нобиле. В Мексике добилась определённых успехов в улучшении советско-мексиканских отношений. В Швеции ей удалось удержать эту условно нейтральную страну от вступления в войну на стороне Германии. А главным ее достижением на посту посла в Швеции считается победа на переговорах по выводу из войны Финляндии, воевавшей вместе с немцами против СССР. Не помешало ей и то, что эти переговоры она вела, уже будучи прикованной к инвалидному креслу.

Об  Александре Михайловне говорили, что она очень красива, но сама она никогда не отдавала себе в этом отчета. Александра обладала чем-то большим, чем просто красотой. Что-то особенное было в ее манере держаться, с достоинством и очень женственно, в ее мелодичном и звучном голосе, в осанке, в движениях, даже в том, как она умела одеваться. Если к этому добавить высокую образованность, такт, способность вести разговор почти на любую тему, внимательно выслушивать собеседника, при этом никогда не говорить о себе лично, становится понятной большая популярность и высокий личный престиж Александры Михайловны во всех странах ее  пребывания.

В 1945 году по состоянию здоровья она вернулась в Москву, оставила должность посла, продолжая числиться советником МИД СССР. После войны и фактического завершения дипломатической службы занялась мемуарным творчеством. В течение всей жизни Александра Михайловна много писала: вела дневники, поддерживала обширную переписку, публиковала статьи, пробовала себя в беллетристике. Александры Коллонтай не стало в 1952 году, незадолго до 80-летия. Ее письменное наследие позволяет увидеть ее жизнь ее же глазами:

«Собственно, я прожила не одну, а много жизней… Это не была легкая жизнь. В моей жизни было все – и достижения, и огромный труд, признание, популярность среди широких масс, преследования, ненависть, тюрьма, неудачи… много больных разрывов с товарищами, расхождений с ними, но и долгие годы дружной, созвучной работы в партии. Во мне было много контрастов, и жизнь моя соткана из периодов, резко отличных друг от друга».

Приходите в Национальную библиотеку имени С. Г. Чавайна, следите за новостями на сайте библиотеки, участвуйте в библиотечной жизни самой лучшей и главной библиотеки республики, поздравляйте прекрасную половину человечества с Международным женским днем, появившимся в нашей жизни в значительной степени усилиями Александры Михайловны Коллонтай.

Предлагаем вашему вниманию видеоролик "Память и отражение в искусстве".

 

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников и фондов Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна.

 

Русский