«Он купил себе бутылку чернил и огромную фуфайку из серой шерсти, запер на замок своё платье, чтобы не поддаться искушению выйти на улицу, запретил слугам выдавать ему что-либо из гардероба и вошел в свой роман, как в тюрьму… Отныне он покидал рабочий стол только для еды и сна» (из воспоминаний современников).
Это была вынужденная мера. В ноябре 1828 года Виктор Гюго заключил договор с издателем, по которому он был обязан за пять месяцев написать роман о горбуне и цыганке. Однако скорость работы писателя оставляла желать лучшего. Ему больше нравилось прогуливаться по Парижу, проводить время в обществе дам, а ещё он был увлечен театром, работал над пьесами…
Прошло не 5 месяцев, а полтора года. Роман не писался. Издатель в гневе грозился внушительной неустойкой. Откладывать было уже невозможно – и Гюго принялся за работу…
Радикальные меры, им самим придуманные, подействовали. А тут ещё стало известно, что его любимому собору Нотр-Дам де Пари угрожает реальная опасность…
Этот готический собор XII-XIV веков был разгромлен во время Великой Французской революции (1789-1799). Спустя 10 лет его вернули церкви, но реставрация так и не была проведена. Нотр-Дам де Пари находился в плачевном состоянии.
В то время считалось, что здание собора – нелепое, безобразное, неподобающее великой стране, что оно уродует Париж. Власти города намеревались снести его в самое ближайшее время.
Современники отмечали, что Виктор Гюго очень любил Нотр-Дам и часто заходил туда во время прогулок по Парижу. Конечно, он не мог допустить, чтобы великолепный образец готической архитектуры исчез с лица земли. Гюго решил спасти средневековое здание и заставить французов полюбить его так, как любил сам.
Для спасения архитектурного наследия 29-летний писатель придумал использовать возможности литературы и главным героем своего нового романа сделать собор Нотр-Дам де Пари. В предисловии к роману он написал: «Одна из главных моих целей – вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре».
Воодушевлённый благородной идеей и запершись в своём доме, Гюго принялся за работу с большим усердием и удовольствием. Ему действительно удалось завершить роман менее чем за полгода, практически – на одном дыхании. В то время как все остальные произведения писались долго и трудно.
14 января 1831 года работа над рукописью была закончена. Опубликовали роман через два месяца – 16 марта 1831 года.
Сказать, что произведение про любовь, про страсть, про далёкое прошлое произвело эффект разорвавшейся бомбы, – это не сказать ничего!
Гюго стал первым французским писателем, создавшим исторический роман. Он, ни много ни мало, открыл человечеству средние века. Средневековье долго понималось как время мрачного мракобесия и только.
У Гюго эта эпоха – тоже отнюдь не светлая и благостная. Но она, по замыслу автора, - чрезвычайно плодородная, способная порождать истинные чувства.
Именно к живым человеческим чувствам, которые, по мысли писателя, важнее долга, пробуждает интерес великий француз, попутно открывая читателю психологически сложный, не всегда логичный мир женщины.
Начиная своим романом яростную борьбу за реставрацию памятников культуры, Виктор Гюго действительно сделал готический собор одним из главных героев романа. Нотр-Дам у писателя – абсолютно живой организм. Он меняется в зависимости от настроения героев, от тех мыслей, с которыми люди переступают его порог. А с помощью образа Квазимодо писатель призывал отвлечься от ужасного внешнего вида и найти скрытую за ним красоту.
После выхода книги отношение к собору поменялось кардинально. Нотр-Дам не снесли. Был создан комитет по его сохранению. Началась капитальная реставрация. Историческое здание уберегли от разрушения. Более того, его воссоздали максимально близко к первоначальному облику.
Получается, что Виктор Гюго не только подарил человечеству великий роман, но и сохранил для всего мира Собор Парижской Богоматери, ставший вскоре символом французской столицы. Миссия была выполнена с блеском!
В таком воссозданном виде Нотр-Дам просуществовал вплоть до 2019 года, когда чуть было не погиб в огне… Но – выстоял!
Возгорание началось вечером 15 апреля, быстро распространилось по всей кровле знаменитого строения и повредило его до такой степени, что эксперты были уверены: здание вот-вот рухнет… К счастью, к вечеру 16 апреля пожар удалось потушить до того, как он привел бы к необратимым последствиям.
После пожара в Нотр-Дам де Пари продажи романа Виктора Гюго выросли неимоверно. А вот споры о возможности восстановления собора велись довольно долго, ведь реставрировать такое масштабное строение – очень сложно и дорого.
Но: волшебная сила искусства одержала верх и на этот раз. Любовь французов и к самой достопримечательности, и к великому роману убедили власти сохранить Нотр-Дам таким, каким его знают во всём мире. Кстати, похоже, весь мир участвовал в сборе средств на восстановление собора.
В настоящее время масштабные реставрационные работы идут достаточно быстро и уже близятся к завершению. Ежедневно на этих работах задействовано около 1000 человек. Собор Парижской Богоматери, по заявлению французских властей, откроется для посещений и богослужений уже в декабре 2024 года.
Поживём, как говорится, - увидим…
Умер великий писатель весной 1885 года от пневмонии в возрасте 83 лет. О том, какой любовью и популярностью пользовался он во Франции, свидетельствуют его похороны. Миллионы людей скорбели и участвовали в торжественной церемонии прощания с автором бессмертных романов. В стране был объявлен 10-дневный траур. Прах Виктора Гюго покоится в Пантеоне, усыпальнице многих великих людей Франции, рядом с Вольтером и Жан-Жаком Руссо.
Существует множество экранизаций «Собора Парижской Богоматери»: это и знаменитая киноверсия 1956 года с Джиной Лоллобриджидой в роли Эсмеральды, и версия 1982 года с Энтони Хопкинсом в роли Квазимодо, и фильм 1997 года, где Эсмеральду сыграла Сальма Хайек… Конечно, мы видели эти фильмы, видели и мюзикл по мотивам произведения. А знакомы ли мы с самим романом?!?
Если нет – то настало, быть может, время это сделать! Тем более что 26 февраля исполняется 222 года со дня рождения великого французского писателя. Отличный повод пошелестеть страницами его книги, познакомиться с историей, которая разворачивается на фоне причудливого и пёстрого средневекового Парижа. С историей, которая пережила века, и герои которой сделались бессмертными!
Уверяем, вы, как и многие поколения читателей ранее, будете с упоением следить за трагической судьбой уличной танцовщицы цыганки Эсмеральды и влюбленных в неё звонаря собора Нотр-Дам горбуна Квазимодо, священника Клода Фролло и капитана Феба де Шатопера.
Не бойтесь увесистых томов. В наш век коротких, безграмотных текстов и «клипового сознания» примите решение почитать по-настоящему хорошую прозу! Отважьтесь – и вы получите столько наслаждения, столько эмоций, столько любви ко всему миру, сколько не получали, возможно, ни от каких других книг!
Да, чтение будет медленным, неспешным. Но оно того стоит!!! Вот только сказочного подарка в виде хэппи-энда от Гюго ждать, увы, не приходится...
Центр чтения Национальной библиотеки им.Чавайна, в свою очередь, готов предоставить всем заинтересовавшимся любое из произведений Виктора Гюго!!!
На фото: книги Виктора Гюго из фонда Центра чтения представляет учитель начальных классов и информатики, читатель библиотеки Иванова Марина Александровна.
Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.
- 483 просмотра