«Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются как герои».
Из дневника немецкого солдата.
Их повзрослевшее детство было наполнено такими нелёгкими испытаниями, что очевидцы тех трагических событий – писатели, журналисты не могли молчать, и рассказывали о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны. Всё это было в истории большой страны, было в судьбах её маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. Тысячи школьников сражались в партизанских отрядах, являлись членами подпольных организаций, работали на передовой разведчиками и связистами, сёстрами милосердия и подрывщиками, помогали в тылу. Детям войны посвящено много замечательных произведений. Мы вспоминаем о книгах-юбилярах, которые были написаны в 1940-е годы.
В это тяжёлое время многие дети остались сиротами. Как правило, они попадали в детские дома, но некоторые из них прибивались к воинским частям. Их называли «сынами полка». В 1944 году, 80 лет назад писатель-фронтовик Валентин Петрович Катаев (1898–1980) написал книгу «Сын полка» (издана повесть в 1945 г.), в которой рассказал о судьбе простого крестьянского мальчика Вани Солнцева. Война отняла у него всё: родных и близких, дом и само детство. Наравне с взрослыми солдатами он преодолевал тяготы и опасности, помогая приблизить Великую Победу.
Катаев, В. П. Сын полка : повесть / Валентин Катаев ; рис. И. Гринштейна ; вступ. ст. Сергея Баруздина. – Москва : Детская литература, 2003. – 234 с. – (Школьная библиотека).
В повести отражены реально происходившие события, но образы героев собирательные, придуманные Катаевым. Автор художественно описал не только каждого персонажа с его яркими чертами, но и передал их мысли, переживания, которые раскрываются с помощью диалогов и воспоминаний.
В лесу разведчики случайно обнаружили спящего мальчика и взяли его с собой. Так Ваня Солнцев оказался в артиллерийской батарее, командиром которой был капитан Енакиев. Разведчики Василий Биденко и Кузьма Горбунов взяли мальчика в свою палатку и стали его опекать. Двенадцатилетний Ваня «хлебнул» горя: отец погиб на фронте, мать убили немцы, бабушка и младшая сестрёнка умерли от голода. В детском изоляторе тиф и чесотка едва не погубили Ваню, но он сумел сбежать и с тех пор скитался по лесам с остро заточенным гвоздём и рваным букварем в холщовой торбе.
Однако капитан батареи, у которого погибла вся семья, хотя и трепетно отнёсся к мальчику, но решил отправить его в тыл. После двух неудачных попыток, когда Ваня сбегал от сопровождавшего его ефрейтора Биденко, капитан Енакиев вынужден был оставить его в части.
Во время очередного задания разведчики Биденко и Горбунов прихватили с собой Ваню. Тот снова сбежал, чтобы отметить мосты и броды, и был пойман немцами. Это ужасно разозлило и взволновало капитана, но, к счастью, наши войска перешли в наступление, и юный шпион сумел ускользнуть от немцев. После этого приключения Ваня получил мундир и стал настоящим солдатом. Капитану при взгляде на него вспоминался его погибший сын. Поэтому он решил всерьёз заняться воспитанием и военным образованием Солнцева, для чего составил целый план. Так Ваня остался в первом взводе, чтобы выучить все обязанности, и стал своим в тесной семье бойцов.
Между тем в дивизии Енакиева вели подготовку к бою. Капитан рассчитывал на поддержку пехотной дивизии, пытаясь разгадать планы неприятеля. Немцы могли воспользоваться запасными частями, и это беспокоило Енакиева. Перед боем в разговоре со старым наводчиком он сказал, что усыновит Ваню. Бой действительно оказался сложным, и первый взвод по приказу капитана был передвинут вперед, чтобы прикрыть пехоту.
В это время капитан вспомнил про Ваню и велел ему доставить письмо начальнику штаба. Это было сделано специально, чтобы отправить мальчика в безопасное место. Ваня доставил пакет и поспешил вернуться. Но оказалось, что бой окончен, а весь расчёт первого орудия вместе с капитаном погиб в трагическом сражении.
В прощальной записке командир просил позаботиться о мальчике и похоронить себя в родных местах. Просьба капитана была выполнена. Его торжественно похоронили, а Ваня Солнцев стал курсантом Суворовского училища.
Тема Великой Отечественной войны нашла отражение и в творчестве детского писателя Льва Абрамовича Кассиля (1905–1970). Лев Кассиль родился 10 июля 1905 года в Покровской слободе (ныне г. Энгельс Саратовской области). Детство провёл на Волге и мечтал быть кораблестроителем или естествоиспытателем. Лев поступил в гимназию, которая после революции была преобразована в Единую трудовую школу, где занимался общественной работой в Покровской детской библиотеке-читальне: он был редактором и художником рукописного журнала. Кассиль окончил школу в 1923 году и, получив от обкома партии командировку в вуз за работу в библиотеке, поступил на физико-математический факультет МГУ.
Уже к третьему курсу Кассиль начал всё больше увлекаться литературным творчеством и фактически стал профессиональным литератором – московским корреспондентом газет «Правда Востока» и «Советская Сибирь», сотрудником газеты «Известия» и журнала «Пионер». В 1920-1930-х годах писал очерки о подвиге челюскинцев, полёте стратостата «СССР» и успехах советской авиации. Героями повествования были его современники – поэт Владимир Маяковский, лётчик Валерий Чкалов, учёные Константин Циолковский и Отто Шмидт.
Тогда же вышли в свет первые книги Кассиля для детей: научно-популярные очерки «Вкусная фабрика» (1930 г.), «Планетарий» (1931 г.), и принесшие ему читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы XX века автобиографические повести «Кондуит» (1930 г.) и «Швамбрания» (1933 г.). В 1935 году эти произведения были объединены в одну книгу. Следом за сказочной страной Швамбранией Лев Кассиль придумал ещё две страны – Синегорию и Джунгахору, которые описал в книгах «Дорогие мои мальчишки» и «Будьте готовы, ваше Высочество!». Все повести вошли в сборник «Три страны, которых нет на карте».
Часто писатель выступал перед своими читателями в школах, библиотеках, детских домах, санаториях, пионерлагерях. Глубокое знание интересов, увлечений и вкусов молодёжи того времени определили тематику и стиль его произведений. Его привлекали реальные события и люди «экстремальных» профессий. В годы Великой Отечественной войны, будучи военным корреспондентом, Лев Абрамович хорошо знал положение дел в стране, так как бывал в военных частях, школах, на заводах, выступал на радио, писал и рассказы о подростках.
Кассиль, Л. Дорогие мои мальчишки : повесть / Лев Кассиль ; послесл. А. Алексина. – Москва : Высшая школа, 1987. – 384 с.
В предисловии к повести «Дорогие мои мальчишки», созданной 80 лет назад в 1944 году, Лев Кассиль написал обращение для мальчишек и девчонок. Там он сказал, что произведение посвящено их ровесникам, которые сражались с фашистами на фронте и в тылу. Им пришлось выдержать много испытаний. Они работали и учились во время войны, у них были свои мечты и стремления. Писатель выражал надежду, что из молодых ребят и девушек вырастут смелые люди, способные бороться со злыми силами этого мира. Повесть посвящена светлой памяти Аркадия Петровича Гайдара (1904–1941), с которым Лев Абрамович дружил.
Действие повести происходит на Судоремонтном заводе в Рыбачьем затоне, небольшом волжском городке. Героями книги являются ребята Витя Сташук, Капка Бутырев и Валерка Черепашкин. Им пришлось рано повзрослеть, принять на себя огромную ответственность, но при этом они остались детьми, любящими игры и приключения. Один из главных персонажей книги – синоптик Арсений Петрович Гай. Разумеется, в нём без труда читатель узнает детского писателя Аркадия Петровича Гайдара. Имея за плечами опыт работы школьным учителем, Арсений Петрович «мог часами рассказывать увлекательнейшие вещи о погоде, о засухе, об изменчивых течениях воздуха», а между делом писал стихи. Это он открыл ребятам сказочную Синегорию – никому не ведомую страну Лазоревых Гор и познакомил с её героями – прославленными Мастерами: Амальга́мой, Изоба́ром и Дро́ном Садовая Голова.
Придуманная детским писателем игра, увлекшая мальчишек, романтическая обстановка их сборов, полезные дела, совершаемые в глубокой тайне, – всё это напоминает события гайдаровской повести «Тимур и его команда». Однако гайдаровская тайна раскрывается целиком на реалистическом материале. Та же тайна детской игры, давно близкая Кассилю, усложняется тайной литературной сказки, лишь внешне связанной с подлинными делами юных затонцев. Конечно, близок тимуровцам и девиз пионеров-синегорцев: «Отвага. Верность. Труд. Победа». Этот призыв писатель поместил на стене своего рабочего кабинета.
Один реальный эпизод военного времени, оставивший глубокий след в душе писателя, показан в главе «Юнги с острова Валаама». Отряд юных моряков Балтийского флота с острова Валаам на Ладоге принял участие в обороне Ленинграда. Юнги противостояли группе фашистов, которые высадились на парашютах. И хотя нацисты проникли в тыл советских войск, но их атака была отбита. В повести изменено место действия, события происходят на Волге в знакомых с детства писателю местах. Юнги прибыли в Затонск с особым секретным заданием и сначала были приняты «в штыки» местными ребятами. Чем закончилась история противостояния Капки Бутырева и его товарищей с моряками, можно узнать, прочитав повесть.
«Радуга ещё вскинется, обнимет мир, и всё будет хорошо, всё станет как надо, дорогие мои мальчишки!» – такими словами заканчивается произведение Льва Кассиля, наполненное романтикой и приключениями, юношеской смелостью и задором, верой в крепкую дружбу, победу и светлое будущее.
В 1949 году 75 лет назад была написана ещё одна повесть о войне – «Улица младшего сына», в которой авторы Лев Кассиль и писатель, журналист, фотограф Макс Поляновский (1901–1977) рассказали о жизни и смерти юного партизана – героя Великой Отечественной войны.
Кассиль, Л. Улица младшего сына : повесть / Лев Кассиль, Макс Поляновский. – Москва : Детская литература, 1977. – 479 с.
Володя Дубинин родился 29 августа 1927 г в семье моряка и бывшего красного партизана Никифора Семёновича Дубинина. С раннего детства мальчик слышал рассказы отца о борьбе с белогвардейцами и о подвигах, совершённых Красной Армией, был подвижным и любознательным. С увлечением занимался авиамоделированием, фотографией, любил читать.
В повести тринадцатилетний Володя Дубинин живёт с мамой, отцом и сестрой. Каждую весну Володя с семьёй переезжает из Керчи к дяде в Старый Карантин, где обычно проводит лето. Дети купаются в море, бегают на рыбалку, придумывают множество разнообразных игр. За посёлком они обнаруживают каменоломню, в штольнях которой проводят много времени, несмотря на запреты взрослых.
Вскоре семья переехала в Мурманск. Там Володя с мамой с нетерпением ждали прибытия теплохода «Леонид Красин», на котором служил помощником капитана отец Никифор Семёнович. Володю приняли в пионеры, и он оказался в пионерском лагере «Артек» в Крыму. У мальчика было много планов на будущее, но его ожидания перечеркнула война.
К тому времени юноше исполнилось четырнадцать лет, и он переживал, что его не отправили вместе с отцом на фронт. Семья Володи находилась в Керчи, надо было спешно эвакуироваться. Володя Дубинин узнал о тайной операции партизан и вызвался им помочь вместе со своим троюродным братом Ваней. Начальник отряда вначале сомневался, а потом всё-таки дал своё согласие. В каменоломнях было много узких расщелин, куда пролезть могли только дети, и поэтому они могли стать незаменимыми разведчиками. Так началась военная биография пионера Володи Дубинина, каждый день совершавшего подвиги во имя Родины и своих товарищей. Вместе с партизанами он поселился в штольнях заброшенной каменоломни. «Полсотни людей, зажатых в подземных камнях – и пожилые, и совсем ещё юные, и дети» приняли сознательное решение – отдать свои жизни за освобождение страны.
Вскоре немцы узнали, «что под их ногами, в каменоломнях, скрывается, по слухам, целая армия партизан». Им не удалось пробиться сквозь надёжную баррикаду, и тогда фашисты обложили каменоломню, отрезав партизан от внешнего мира. В декабре 1941 г немцы, не видя другого выхода покончить с сопротивлением Старокарантинских каменоломен, решили их затопить вместе с находящимися внутри людьми. Именно Володя Дубинин сумел раздобыть эту информацию, и вовремя предупредить товарищей о грозящей им опасности буквально за несколько часов до начала карательной операции. Днём, рискуя своей жизнью, почти на глазах врага, пионер сумел проникнуть в катакомбы и поднять отряд по тревоге. Бойцы стали спешно сооружать плотины и успели перекрыть вход воде, находясь в ней уже по пояс. Положение партизан оказалось критическим.
Сначала через неприметный узкий лаз Володя и Ваня вылезали на поверхность и приносили своему командованию ценные сведения о враге извне. Володя был самым маленьким по физическим параметрам, и настало время, когда из каменоломен удалось выйти только ему. Остальные ребята работали «группой прикрытия», отвлекая немецких солдат у входов от попыток Володи Дубинина выбраться наружу. Точно таким же образом группа встречала парня в условленном месте, когда тот возвращался назад.
В обязанности юных партизан входила не только разведка. Дети подносили взрослым боеприпасы, помогали раненым и выполняли другие задания командира. Про самого Володю Дубинина и его подвиги ходили легенды. Рассказывали, как мальчик умело «водил за нос» немецкий патруль, проскальзывая незаметно мимо них, или как точно мог запомнить численность нескольких вражеских подразделений, находящихся в разных местах.
С помощью Володи, партизаны узнали, что Старый Карантин освобождён от немцев, но выходы из штолен заминированы. Началась работа по разминированию штолен. В новогоднюю ночь Володя встретил мать и сестру, исполнилось его заветное желание. После освобождения городка юный пионер решил помочь сапёрам и вызвался быть проводником. Рискуя своей жизнью, в первый же день подорвался на мине вместе с сапёрами. Похоронили всех в братской могиле в Молодёжном парке Керчи.
Подвиг Володи Дубинина не прошёл бесследно – он навсегда остался в памяти людей. В мирное время в Керчи в честь отважного пионера была названа улица. Володю Дубинина наградили орденом Красного Знамени. Посмертно. По всей стране появились пионерские лагеря, которым было присвоено имя пионера-героя Володи Дубинина.
Лев Кассиль и Макс Поляновский написали художественное произведение, основанное на документальных материалах, поиском которых писатели занимались совместно. В 1951 году они удостоились Сталинской премии третьей степени за повесть «Улица младшего сына».
Материал подготовлен С. Г. Горбуновой, главным библиографом информационно-библиографического отдела.
- 753 просмотра