Арчимбольдо / текст Ролана Барта ; ст. Акилле Бонито Оливы. - Б. м. : Франко Мария Риччи : Мир Знаний, 1997. - 181 с. : цв. ил., рисунки. - (Следы человека. 1).
«Я Флора или я – цветы?
Если цветы, как могут быть у нас
Лик и улыбка Флоры? Если ж Флора,
Как может лик её слагаться из цветов?
Ах, я не Флора, но и не цветы,
Нет, я и то, и это сразу, -
Тысяча цветов – одна лишь Флора…
Кто это чудо сотворил? Художник-маг,
Цветы во Флору превративши, а её – в цветы».
Этот мадригал Г. Команини был посвящён итальянскому художнику Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593). Сколь размеренной и увенчанной успехом была жизнь Арчимбольдо, столь же непростой, отмеченной забвением – судьба его произведений. Один из наиболее любимых, восхваляемых, служивших образцом для подражания художников своего времени, он сделал достойную карьеру, состоя на службе у императоров; картины же его претерпевали всевозможные превратности, значительная их часть затерялась. Его творчество, расценивавшееся преобладавшим вкусом как некая причуда, блажь, почти не замечалось официальной литературой об искусстве.
Первым исчерпывающим исследованием о творческом пути художника стала монография «Арчимбольдо», вышедшая на русском языке в серии эксклюзивных книг «Следы человека» в 1997 году.
Джузеппе Арчимбольдо начал заниматься художественной деятельностью примерно в 1549 году, вместе с отцом выполняя эскизы витражей Собора в Милане. В 1562 году он переезжает в Прагу, где становится придворным художником Фердинанда I, Максимилиана II, и наконец, Рудольфа II. Впрочем, Арчимбольдо занимался отнюдь не только живописью: он рисовал гербы герцогских родов, создавал витражи и гобелены, и даже предложил колориметрический способ записи музыкальных фраз, иначе говоря, «способ передавать мелодию посредством цветовых пятен на бумаге». Главное же занятие Арчимбольдо, обладавшего разносторонней эрудицией, заключалось в том, что он развлекал государей. Художник был инициатором, организатором и постановщиком празднеств, турниров, маскарадов.
В 1563 году Арчимбольдо создал первую серию картин «Времена года». Времена года изображёны в облике людей, составленных из соответствующих атрибутов, - Весна из цветов, Лето из колосьев и овощей, Осень из фруктов, а Зима в виде дерева. В цикле «Четыре стихии» художник образовал фигуру Воздуха из летающих в нём птиц, Воду – из всевозможных рыб и морских устриц, Землю – из скал, пещер, стволов деревьев и земных животных. Аллегорическая фигура Огня кроме приспособлений для разжигания огня (щипцы, свечи, кремни) включает и огнестрельное оружие (пистолеты, пушку), а также символы Священной Римской Империи (двуглавый орёл и Золотое руно). Вспышка пламени на этой картине служит намёком на войну между австрийцами и турками.
Искусство Арчимбольдо вовсе не экстравагантно. Эпоха, в которую он творил, отличалась господством натурофилософии, главной идеей которой было учение о живом космосе. При этом времена года и стихии сопоставлялись с процессами, происходящими в организме человека. Ветер уподоблялся дыханию, гром – речи, восход солнца – улыбке. Осень сравнивали со средним возрастом, зиму со старостью, весну – с юностью.
В XVI веке в большой моде были переворачивающиеся изображения. Одна из таких картин художника изображает повара, который, если поменять местами верх и низ, превращается в обыкновенное блюдо с мясом. Арчимбольдо, словно поэт эпохи барокко, работает с «диковинами» языка, жонглирует синонимами и омонимами. Если в обыденной речи головные уборы часто сравнивают с перевёрнутым блюдом, то художник воплощает это сравнение на практике: из блюда рождается головной убор, а из головного убора – человек.
Желая угодить Максимилиану II и его двору, Арчимбольдо написал несколько иронических портретов лиц из непосредственного окружения императора. К ним относится «Библиотекарь», фигуру которого художник составил из книг, бумаг и письменных принадлежностей. Наиболее плодотворен в смысловом отношении портрет Рудольфа II в образе Вертумна – римского бога садов и природы. Арчимбольдо наделил своего героя плодотворным даром превращения, способностью переходить из одного состояния в другое, из открытого – в замаскированное. Изменчивость – божественное свойство, в переводе на язык земной власти – проявление императорской свободы, позволяющей что угодно изменить и как угодно измениться.
Искусство Джузеппе Арчимбольдо есть своего рода сообщение, которое нужно расшифровать. Смысл сообщения остаётся в тайне потому, что детали отвлекают внимание от целого – поначалу мы видим просто нагромождение фруктов или животных и только лишь постаравшись отдалиться от картины на определённое расстояние, поменяв уровень восприятия, можем уловить другое сообщение.
Удивительный мир художника-мага ждёт Вас в уникальном издании «Арчимбольдо», который включает в себя не только репродукции живописных работ и рисунков мастера, но и так называемые «арчимбольдески» (картины его подражателей).
- 3471 просмотр