Чарльз Диккенс – один из самых знаменитых британских писателей. Популярность его книг не падает до сих пор. Наверное, самый добрый и сердечный писатель Англии, создавший удивительно нежные и светлые детские и женские образы, в жизни был человеком сложным и весьма тяжёлым.
Чарльз родился в многодетной семье чиновника военно-морской базы Джона Диккенса. Отец будущего писателя так и не научился жить по средствам, поэтому в молодости вместе с женой угодил в долговую тюрьму, а позже существовал на деньги знаменитого сына.
Десятилетнему мальчику пришлось устроиться на гуталиновую фабрику, чтобы хоть как-то помочь семье. В будни он жил на работе, а на выходных отправлялся к родителям в долговую тюрьму. Позже Диккенс-старший получил наследство и смог расплатиться с долгами. Но положение сына это не улучшило. Мать писателя настояла на том, чтобы мальчик остался на фабрике. Исследователи творчества Диккенса считают, что именно в этом периоде жизни берёт начало и тема детского труда в его книгах, и женоненавистничество, которое проявлялось в его семейной жизни.
Повзрослев, Чарльз продолжил содержать родителей и младших братьев, что для него самого, быстро ставшего многодетным отцом, было весьма затруднительно.
С самого начала отношений Чарльз Диккенс заявил своей будущей жене Кэтрин Хогарт, что её основное назначение – рожать детей и делать то, что он ей скажет. За годы их совместной жизни она родила десять детей, и всё это время беспрекословно выполняла любое указание мужа. После 22 лет брака Диккенс разъехался с Кэтрин.
Диккенс создал неподражаемый любительский театр, где играли его друзья и дети. Всё началось со дня рождения старшего сына Чарли. 6 января 1843 года писатель поставил номер с фокусами. Так родилась традиция устраивать представления на семейные и религиозные праздники. Позже Диккенс давал уже драматические представления в своём особняке Тависток-хаус и специально для этого получил у городских властей разрешение на использование газового освещения.
На первые спектакли пускали только по приглашениям и только знакомых. Спектакль «Замёрзшая бездна» по одноимённой пьесе Уилки Коллинза пожелала увидеть сама королева.
В 1846 году Чарльз Диккенс основал приют для падших женщин, представительниц рабочего класса. Здесь им давали образование и учили выполнению домашних обязанностей. В течение 10 с лишним лет обучение в доме завершили до 100 представительниц прекрасного пола.
У Диккенса был очень противоречивый характер. Будучи внешне весёлым и разговорчивым, он на самом деле тяготился общением. В 1857 году к Диккенсу приехал в гости Ханс Кристиан Андерсен (автор всемирно известных сказок для детей и взрослых). Они познакомились ещё в 1847 году, пришли в полный восторг друг от друга, и 10 лет спустя Ханс решил воспользоваться приглашением Диккенса. Но дело было в том, что за эти годы в жизни Диккенса всё очень изменилось и усложнилось, он был не готов принять Андерсена. «Он не владеет никакими языками, кроме своего датского, хотя есть подозрения, что и его он тоже не знает» – в таком ключе рассказывал друзьям о своём госте Диккенс. Спустя пять недель – именно столько гостил Андерсен в доме Диккенса – хозяин дома написал на стене комнаты: «Ганс Андерсен ночевал в этой комнате пять недель, которые показались нашей семье годами».
С образом английского писателя связан ряд необычных фактов, касающихся его привычек, взглядов на жизнь и прочего. Например, он сам признался однажды, что в моменты описания своих героев ощущает, что те буквально стоят рядом. Однажды он поделился с редактором своими ощущениями: каждое слово, прежде чем попасть на бумагу, сначала чётко слышится в голове.
Писатель был довольно суеверен. Пятницу он считал своим счастливым днём, а ко всем предметам прикасался по три раза – на удачу. Спал он всегда строго головой на север. Когда выходила последняя часть каждого романа, писатель всегда уезжал из Лондона.
Чарльз Диккенс развлекался тем, что посещал морг в Париже. Там порой просиживал дни напролёт, разглядывая неопознанные останки. А ещё одна привычка была связана с литературной работой: после каждых 50 написанных строк он обязательно выпивал глоток горячей воды.
Сегодня в Англии привидения – часть национальной культуры. Но не все знают, что во многом это заслуга Диккенса. Однажды писатель выпустил повесть под названием «Рождественская песнь в прозе. Святочный рассказ с привидениями». Она стала едва ли не самым известным творением автора. А герой по имени Скрудж стал олицетворением жадности и бессердечности.
В повести Скруджа посещают призраки в Рождественский сочельник. И теперь каждый год англичане традиционно вспоминают эту повесть, перечитывают, слушают и смотрят экранизации. Книга стала огромным вкладом в литературу о сверхъестественном. И именно Диккенс связал эту тематику с Рождеством.
Но мы всё ему прощаем за тот свет, которым наполнены его произведения, за тот тёплый юмор, с которым он изображал людей, даже и самых отъявленных мерзавцев. За это и любят его во всём мире.
Материал подготовила заведующая отделом социально-экономической литературы С. П. Колчина
- 417 просмотров