Полюшко-поле,
Полюшко, широко поле.
Едут по полю герои,
Эх, да Красной Армии герои!
“Полюшко-поле” — одна из первых советских массовых песен, навсегда вошедшая в золотой фонд отечественной музыки. Благодаря своей широкой популярности она считается народной. Между тем это произведение имеет своих авторов: музыка написана в 1933 году композитором Львом Книппером, автор слов – поэт Виктор Гусев. Мелодия песни легла в основу 4-й симфонии Л. Книппера «Поэма о бойце-комсомольце», завершённой в 1934 году.
В послужном списке композитора большое количество академических сочинений. Но широкую известность Л. Книппер обрёл именно благодаря песне «Полюшко-поле». Она воспринимается как русская народная – настолько её мелодия напевна, широка и раздольна.
История создания песни достаточно сложная, как и история самого Льва Константиновича Книппера, который её написал.
Рождённый за два года до наступления ХХ века, в 1898 году, Лев Книппер был племянником знаменитой русской актрисы Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой – жены писателя Антона Павловича Чехова. Композитор приходился ещё и родным братом другой известнейшей актрисе Ольге Константиновне Книппер, жене Михаила Чехова – русского и американского драматического актёра, великого театрального режиссера и педагога, а по совместительству ещё и племянника того же самого Антоши Чехонте. История гласит, что в 1917 году Лев Константинович Книппер добровольцем пошёл служить в Белую армию, служил артиллерийским офицером и в 1920 году был эвакуирован в составе Русской армии Врангеля из Крыма. Существует закрытый период его биографии с 1920 до 1924 года. В 1921 году Лев Книппер был завербован отделом ОГПУ и стал секретным агентом советской разведки. В 1922 году он вернулся на родину. В Москве Лев Константинович вошёл в ассоциацию современной музыки – композиторскую организацию, ориентированную на музыкальный авангард, что в советской России выглядело абсолютно нереальной диковиной. А чтобы Л. Книппер сильно не отрывался от революционного народа, ему было поручено вести творческую и революционную работу в РККА – рабоче-крестьянской Красной Армии.
По признанию композитора, мелодию «Полюшко-поле» он сочинил в 1933 году совершенно случайно, во время отдыха на даче с друзьями. Те попросили поиграть для компании. Из воспоминаний Л. Книппера: «Меня усадили за расстроенное пианино „услаждать слух“. И вот тут-то как импровизация и родилась эта, ставшая столь популярной, тема-песня»
Вскоре мелодию эту 35-летний Лев Книппер показал 25-летнему Виктору Гусеву. Это потом все узнают В. Гусева по его стихам для песен, драматическим произведениям и по сценариям к фильмам «Свинарка и пастух» и «В 6 часов вечера после войны». А в 1933-ом литератор Виктор Гусев был для широких слоёв трудящихся персоной не слишком известной. Покорённый и вдохновлённый этой мелодией, он написал для неё сразу около пятнадцати куплетов. Не дожидаясь окончания работы над симфонией «Поэма о бойце-комсомольце», авторы решили проверить песню на публике. Сокращенный вариант «Полюшка» они предложили певице Вере Духовской.
В феврале 1933 года состоялась премьера песни. Вера Духовская исполнила её в зале Радиокомитета, в концерте, посвящённом 15-й годовщине Красной Армии. Аккомпанировал певице пианист Михаил Бихтер. Успех песни был необычайным.
Вскоре «Полюшко» включили в свой репертуар Ирма Яунзем, Леонид Утесов и другие певцы и певицы. Её запели военные хоры и ансамбли. Причём каждый исполнитель трактовал песню по-своему.
Особый успех выпал на долю «Полюшка» во время выступления Краснознамённого ансамбля в Париже в 1937 году. «Весь зал всколыхнуло. А мы, русские, так прямо плакали. А теперь, как соберёмся вместе, напеваем “Полюшко”. Ведь вся Россия в этой песне, старая и новая, вся русская слава…», - вспоминал писатель Л. Любимов, живший тогда во Франции.
Авторы «Полюшка-поле» в то время вряд ли могли предполагать, что их мужественная песня, напоминающая походные напевы казаков-конников, завоюет вскоре всемирную славу.
В фонде музыкально-нотного сектора аудиозаписи песни «Полюшко-поле» представлены в двух вариантах: хоровом – в исполнении Ансамбля имени А. В. Александрова и инструментальном – в исполнении Франсиса Гойи, гитара (Бельгия).
Информация подготовлена главным библиотекарем отдела литературы по искусству Л. В. Рыбаковой.
- 3345 просмотров