КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ. Наталия Сац «Жизнь – явление полосатое»

27.08.2023 | 479 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

Сац, Н. И. Жизнь – явление полосатое / Наталия Сац. – Москва: Издательство «Новости», 1991. – 592 с.: ил. (Время. События. Люди.)

С именем народной артистки СССР Наталии Ильиничны Сац (27 августа 1903 – 18 декабря 1993) связано становление первого в мире музыкального театра для детей. Эта книга представляет собой живое повествование Наталии Сац о своём жизненном пути, непринуждённый рассказ очевидца, великолепно передающего атмосферу эпохи.

Отец – Илья Александрович Сац – композитор Московского художественного театра. Кроме того, душа в любой компании, необычайный выдумщик различных игр и со взрослыми, и с детьми. Он весь искрился от смеха и заражал им других. Соседи удивлялись: «У вас за день столько смеха, сколько у нас за год нету!» Мать – Анна Михайловна Щастная – дочь состоятельных родителей, за то, что сбежала в Сибирь к нищему, больному студенту, была проклята отцом.

В московском доме всегда звучала музыка, было очень шумно от постоянно приходящих к отцу посетителей, среди которых были такие знаменитости, как актёры В. И. Качалов и И. М. Москвин, режиссёр К. С. Станиславский, композитор С. В. Рахманинов и другие.

Наталия Сац вспоминала: «Девчонка я была молчаливая, большеглазая и озорная. Как-то папу спросил его старый знакомый:

- Говорят, Илья, ты женат, две девочки у тебя?

Отец ответил:

- Младшая, точно, девочка, а старшая – без пяти минут мальчик.

Скакать по крышам чердаков и сараев, играть в казаки-разбойники с дворовыми ребятами – плохо ли?! Мерилась силой с самим Аркадием. Он на 2 года старше, курносый, ловкий, но атаманом ребята чаще выбирали меня…»

Отец учил Наташу воспитывать в себе волю, устремление к цели. Именно благодаря этим качествам шестилетняя девочка настояла на том, чтобы её приняли ученицей Музыкального института по классу фортепиано. Видя насколько успешно у дочери идут занятия по музыке, отец предрекал ей будущее музыканта. Он написал музыку к спектаклю «Синяя птица», который впервые и увидела маленькая Наташа на театральной сцене. Этот спектакль «оказался для меня тем зерном, из которого потом поползли незримые, но действенные ростки мечты …, вероятно, о том театре, который так нужен детям, о большом искусстве для маленьких».

Но пришлось рано повзрослеть. Отец умер в 37 лет, и заботу о семье взяли его друзья, коллеги по работе. В 12 лет Наташа зарабатывает 12 рублей в месяц за уроки игры на фортепиано, обучая детей знакомых. Очень много читала: кроме любимых Пушкина и Лермонтова, знала наизусть стихи Блока, Белого, Бальмонта, Северянина. Наиболее полюбившиеся произведения становились предметом своеобразных инсценировок. В 15 лет Н. Сац становится руководителем Детского отдела «Театрально-музыкальной секции», который явился предвестником первого в мире Театра для детей, открывшегося её усилиями в 1921 году. Н. Сац мечтала быть не только руководителем, но и режиссёром театра. И через 4 года она взялась за первую самостоятельную постановку «Японские сказки» на стихи С. Шервинского. Всего же в Московском театре для детей поставила 17 спектаклей.

Годом ликования стал 1936 год. Наталия Ильинична писала: «Много сил и радости влил он в мою жизнь. Наш театр теперь в сердце Москвы. Он назван «Центральный детский». Огромная сцена, 375 человек – 375 сердец и 750 рук будут творить, осуществлять мечту о большом искусстве для маленьких». Но нужен репертуар. И Сац обращается к А. Н. Толстому, «Приключения Буратино, или Золотой ключик» которого была самой увлекательной и любимой сказкой для детей. «Золотой ключик», - отмечала Н. Сац, - был своего рода кульминацией моей режиссёрской работы – те, кто его видел, теперь уже взрослые, 35 лет спустя говорят об этом спектакле только «на высокой ноте».

Наталия Ильинична рассказывает о счастливом браке с И. Я. Вейцером – народным комиссаром внутренней торговли СССР, а в 1937 году была арестована как «член семьи изменника Родины» (И. Я. Вейцер был расстрелян). Она была лишена счастья видеть детей, сидящих в зрительном зале и своих собственных детей на протяжении 5 лет. В годы войны, после отсидки, Н. Сац вместе с дочерью Роксаной была направлена на работу в Алма-Ату, в местный театр оперы и балета. Конечно же, она в первую очередь занялась концертами для детей, а затем ей было предложено руководить постановкой «Чио-Чио-Сан». Она вспоминала: «… За время постановки здесь я прошла большой путь к самой себе: возродилась вера в право чувствовать себя равной с товарищами по искусству». А дальше был Саратов, где непосредственно при участии Н. Сац была обновлена, поднята на новую высоту работа местной филармонии.

После полной реабилитации вернулась в Москву, где 21 ноября 1965 года был открыт первый и единственный в мире театр юных слушателей и зрителей – Московский государственный детский музыкальный театр (ныне Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Н. И. Сац).

Когда-то родители смеялись над маленькой Наташей, заявившей после просмотра спектакля «Синяя птица»: «Я, когда вырасту большая, поймаю Синюю птицу – птицу счастья». Её мечта осуществилась: «И вот незабываемый момент в жизни – «взлёт» нашей Синей птицы. Вот она летит ко мне – на крышу построенного нами нашего театра!»

В отделе литературы по искусству вниманию посетителей представлена книжная выставка «Театр, подаренный детям», посвящённая 120-летию со дня рождения Н. И. Сац, которую называли «матерью детских театров мира».

 

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

Русский