Александр Михайлович Герасимов (1881–1963) принадлежит к тому поколению мастеров отечественного искусства, жизнь и деятельность которых по праву можно измерять основными этапами развития русской и советской культуры ХХ столетия. Он был первым президентом Академии художеств СССР, первым удостоен в 1943 году высокого звания народного художника СССР.
Им было создано более 300 портретов, писал тематические картины и превосходные пейзажи. Значительную часть творческого наследия художника составляют натюрморты, в которых А. М. Герасимов больше всего любил изображать цветы: розы, пионы, сирень, полевые цветы. Он размещал их на подоконниках, на столах, у зеркал, в вазах, кринках, вёдрах.
Часто при построении натюрморта художник использовал дополнительный эффект двойных или тройных рефлексов, вводя большие отражающие свет плоскости – зеркало, гладкие блестящие металлические подносы, отполированную поверхность столешницы. Писал широко, но всегда тщательно и внимательно рассматривая каждый цветок, каждый листочек. Он очень любил природу и в цветах видел наиболее яркое её выражение. «Цветы – это благоухающие соки земли, бьющие через её толщу», - писал живописец. На многих его картинах часто главной героиней становилась роза – царица цветов. Букеты в натюрмортах А. Герасимова всегда были составлены элегантно, с большим вкусом. Сам художник являлся большим любителем аранжировок, и когда дело доходило до составления композиций из роз, он это дело не доверял никому из домашних.
В натюрморте «Розы» основу декоративного эффекта составляет сопоставление написанных на первом плане двух роскошных букетов пламенеющих светло-красных роз в стеклянных вазах. Изображение построено так, что один из букетов полностью не виден и написан в зеркальном отражении в более приглушённой, холодноватой гамме. Дополняют композицию три жёлто-зелёных яблока. В картине много света, солнца, блики которого отражаются на спинке стула и гладкой поверхности стола.
Эта картина – пример того, как А. М. Герасимов мог сделать поэтичным даже самый простой, самый обыденный мотив. Этому творческому кредо он оставался верен до конца своих дней.
Выставка работает до 1 октября 2023 г. (2-й этаж, каб. № 212)
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
- 749 просмотров