Друзья, продолжаем знакомить вас с марийскими народными играми.
Охота – одно из древнейших занятий марийцев. Этой деятельности посвящены такие игры, как «Лисий капкан», «Охотники и утки», «Игра с горностаем» и другие. Сегодня предлагаем вашему вниманию игру «ЗАСТРЕЛИТЬ ЗАЙЦА».
Эта игра связана со старинной хозяйственной работой. Примерно двести лет назад охота давала пищу народу мари. Поэтому и своих детей взрослые с детства обучали охоте. Эта игра учит детей быть сильными, смелыми и ловкими. Она не требует больших приготовлений. Для нее понадобятся лишь веревка и пучок соломы в руках.
Играть должно не менее пяти человек. Если будет больше (10 или 15) участников, то игра пройдет еще интересней.
«Охотника» выбирают по жребию, остальные становятся «зайцами». Пока «охотник» и «заяц» разговаривают, остальные «зайцы» прячутся. Завершив разговор, «охотник» идет ловить «зайцев». Увидев «зайца», он хлопает его пучком соломы. Так «заяц» считается застреленным. «Охотник» должен застрелить всех «зайцев». Если игра продолжается, то «охотником» становится первый пойманный «заяц».
При выборе «охотника» можно использовать такую считалку:
Арча-бурча, лынги-люнги,
Тыкыс-тукыс, коян чык амии маар.
(Ӱпымарий. Марийский словарь, 1928. С. 26.)
Когда «зайцы» разбегутся прятаться, между «охотником» и оставшимся «зайцем» идет такой разговор:
– Заяц, заяц, куда бежишь?
– Иду осину грызть.
– Заяц, заяц, где поранил лапки?
– На льду поранил.
– Заяц, заяц, а почему у тебя хвост короткий?
– Собака откусила.
– Заяц, заяц, а где уши испачкал?
– От соснового дыма почернели.
– Заяц, заяц, почему ты, спускаясь в низину, постоянно падаешь?
– Задние лапы у меня длиннее передних.
– Заяц, заяц, а почему зимой и летом спишь с открытыми глазами?
– Собаки боюсь.
– Заяц, заяц, а зачем два раза в год меняешь шубу?
– Чтобы быть с природой в ладу.
– Заяц, заяц, а почему у тебя глаза косые?
– Хочу видеть все вокруг.
– Заяц, заяц, а почему ты прыгаешь вдоль дороги?
– Хочу обмануть такого охотника, как ты!
С этими словами «заяц» убегает от «охотника» подальше. Пока «охотник» ищет остальных, «заяц» прячется.
Вниманию читателей представляем список литературы по представленной теме из фонда Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна:
- Китиков, А. Е. Марий калык модыш / А. Е. Китиков. – Йошкар-Ола, 1990. – 60 с.
- Марий калык модыш-влак = [Марийские народные игры] / С. Д. Архипова ямдылен. – Йошкар-Ола, 2012. – 111 с.
- Марий калык ойпого : хрестоматий / В. Т. Михайлов ямд. – Йошкар-Ола, 2011. – 358 с.
- Марийские народные игры / составитель Архипова Светлана Дмитриевна. – Йошкар-Ола, 2020. – 119 с. : ил.
- Михайлов, В. Т. Марий калык ойпого = [Устное народное творчество мари] : туныктымо пособий = [учебное пособие] / В. Т. Михайлов. – Йошкар-Ола , 2012. – 310 с.
- Петухова А. Н. Детский фольклор народа мари / А. Н. Петухова. – Йошкар-Ола, 2004. – 288 с.
Материал подготовила Миниахметова Л. И., ведущий библиотекарь отдела социально-экономической литературы
- 505 просмотров