ИМЕНИННИК ДНЯ. Рихард Вагнер – великий реформатор оперы

22.05.2023 | 481 просмотра(ов)

22 мая исполняется 210 лет выдающемуся немецкому композитору Рихарду Вагнеру (22.05.1813 - 13.02.1883) – одному из ярких представителей романтизма в музыке.

Р. Вагнер вошёл в историю как гениальный и противоречивый композитор, оказавший огромное влияние на мировую музыкальную культуру.

"До сих пор не утихают споры вокруг творчества Вагнера, которое у одних вызывает фанатичный восторг, а у других — стойкое неприятие. Надо ли говорить, что личность самого композитора столь же противоречива и неоднозначна? С одной стороны, это лучезарный рыцарь в сияющих доспехах, воспевающий красоту вечной любви. С другой — человек, попирающий святые узы дружбы и лишенный элементарного чувства благодарности. Вагнер — гениальный композитор, реформатор, философ, "поэт и мыслитель", по меткому выражению глубокого исследователя его творчества Анри Лиштанберже. И он же — мелочный скряга, жадный до денег и вечно спасавшийся бегством от своих кредиторов" (М.Залесская. Вагнер).

Рихарду Вагнеру выдалась непростая судьба. Жизнь его была полна необычных взлётов и падений, страстных увлечений и периодов безграничного отчаяния. Приходилось преодолевать неисчислимые препятствия для продвижения своих новаторских идей. Годы, подчас десятилетия проходили, прежде чем ему удавалось услышать партитуры собственных сочинений. Надо было обладать неистребимой жаждой творчества, чтобы в этих тяжелых условиях работать так, как работал Вагнер. Служение искусству было главным стимулом его жизни. «Я существую не для того, чтобы деньги зарабатывать, но чтобы творить»,— с гордостью заявлял Вагнер. Несмотря на жестокие идейные ошибки и срывы, он, опираясь на прогрессивные традиции немецкой музыки, добился выдающихся художественных результатов.

Одной из главных заслуг Вагнера в мире классической музыки считается его реформация жанра оперы, создание так называемой музыкальной драмы. Композитор практически полностью перестроил форму и структуру оперных произведений. Новую функцию в вагнеровской опере получил и оркестр: он не просто сопровождал вокальные партии персонажей, а представлял собой дополнительный способ выражения эмоций, обозначения сюжетных линий и героев. Каждому новому действию, персонажу или явлению Вагнер присваивал собственный лейтмотив. В итоге по ходу представления лейтмотивы становились узнаваемыми, перемешивались и сочетались друг с другом, но неизменно помогали зрителю точнее проникнуть в смысл происходящего на сцене.

Нововведения, применённые Вагнером, на сегодняшний день стали привычными элементами оперы.

Вагнера можно назвать оперным композитором. Им написано 13 опер: «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин», «Тангейзер», «Летучий голландец», цикл опер «Кольцо Нибелунга» и другие.

Рихард Вагнер стал единственным музыкантом за всю историю, который удостоился чести иметь собственный театр, а Байрейтский фестиваль его имени по сей день собирает только лучших представителей музыкального искусства.

 

В фонде нашей библиотеки находятся виниловые пластинки с записями опер Р. Вагнера:

Лоэнгрин: исп. солисты, хор и оркестр Байрейтского фестиваля, дирижёр Рудольф Кемпе (1991);

Нюрнбергские майстерзингеры: исп. хор и оркестр Немецкой оперы в Западном Берлине, дирижёр Ойген Йохум (Мелодия, 1986);

Риенци (сокращённая концертная версия): исп. солисты и хор Венской государственной оперы, дирижёр Йозеф Крипс (Мелодия, 1986);

Тангейзер: исп. хор и оркестр Байрейтского фестиваля, дирижёр Вольфганг Заваллиш (Мелодия, 1965).

 

Информация подготовлена главным библиотекарем отдела литературы по искусству Л.В. Рыбаковой.

Русский