Чавайным шындыме, но тудын олмеш лу Чавайн кушкын шогалеш.
(Закрыли Чавайна, но вместо него вырастут 10 таких же достойных сынов марийского народа).
Пумар Вӧдыр
В 2023 году Республика Марий Эл отмечает 135-летие со дня рождения Сергея Григорьевича Чавайна – одного из основоположников марийской литературы. Творческое наследие поэта считается богатством и гордостью, золотым фондом художественной литературы народа мари. С именем Чавайна связано зарождение и становление марийской художественной прозы, поэзии, драматургии и публицистики. В декабре 1905 года С. Чавайн написал первое марийское стихотворение «Ото» («Роща»), в 1908 году опубликовал первый рассказ «Йыланда», в 1910 году создал первую пьесу «Кайык лудо» («Дикая утка»). Сергей Григорьевич стал первым членом Союза писателей СССР среди марийцев (1934), а главное – он был человеком, глубоко прочувствовавшим и осознавшим красоту родного слова и реализовавшим его возможности в художественной литературе.
Рассказывая о жизни и творчестве С. Г. Чавайна на уроках в школе и на вузовских лекциях, говорят, что он был «пионером марийской литературы». Но при этом многие даже не знают, что эти слова, ставшие крылатым выражением, принадлежат учителю, литературному критику 30-х годов Фёдору Кузьмичу Казанцеву (псевдоним Пумар Вӧдыр (1908-1937)), который под руководством Шабдара Осыпа (Шабдаров Иосиф Архипович) подготовил первую исследовательскую работу по творчеству С. Г. Чавайна, издал её отдельной книгой (74 стр.) тиражом 1000 экземпляров в 1936 году.
Молодой учёный, критик подавал большие надежды, хотя в наше время его имя незаслуженно забыто. Ф. Казанцев снискал уважение тем, что первый из всех литературоведов глубоко изучил творчество С. Чавайна.
В сборнике «Тӱҥалтыш ошкыл» («Первые шаги»), где обобщается развитие марийской критики и литературоведения 20-30-х годов, помещены две статьи Ф. К. Казанцева «С. Чавайнын Совет власть жапысе творчествыже» («Творчество С. Чавайна при Советской власти») и «Эреҥер» роман нерген» («О романе «Эреҥер») М. Шкетана. В краткой справке об авторе в этой книге написано:
«Казанцев Фёдор Кузьмич (литературные псевдонимы: Пиштер Вӧдыр, В. Озаҥын, В. Мариоз, Пумар Вӧдыр) родился 12 июня 1908 года в деревне Кугу Пумарий (Елеево) ныне Параньгинского района в крестьянской семье. В 1931-1935 годах он учился в Марийском педагогическом институте, затем преподавал в Сернурском педтехникуме. Его критические статьи печатались в журнале «У вий» («Новая сила»), в газетах «Марий коммуна», «Рвезе коммунист» («Молодой коммунист»), «Ямде лий» («Будь готов»), в «Литературной газете».
Ещё будучи студентом Марпединститута, Ф. Казанцев много писал, был членом редколлегии журнала «У вий» (1933). Псевдоним Пумар Вӧдыр он взял из названия своей родной деревни.
Преподаватель марийской литературы Марпединститута, писатель Шабдар Осып заметил трёх способных студентов, начал готовить их к критико-литературоведческой деятельности. Три однокурсника: Ахмет Асылбаев – уроженец Башкирии, Семён Байбулатов – пермский мариец, участник Гражданской войны, и Фёдор Казанцев – исследовали творчество известных писателей. В июле 1935 года в Марпединстуте состоялась первая защита дипломных работ по литературе: «Творческий путь С. Г. Чавайна» – Ф. Казанцева, «Проза О. Шабдара» – С. Байбулатова, «Реализм М. Шкетана» – А. Асылбаева.
В год завершения учёбы (1936) исследования трёх молодых критиков были опубликованы в журнале «У вий», а работа Фёдора Казанцева вышла отдельной книгой. Молодому автору было всего 27 лет. Сектором художественной литературы Марийского книжного издательства в предисловии издания отмечено: «Товарищ Казанцев проделал большую работу по изучению и обобщению творчества С. Г. Чавайна. Это издание – первая работа по исследованию творческой деятельности писателя, и у Казанцева – это первый литературоведческий труд. Опыт Ф. К. Казанцева и глубокий анализ творчества С. Чавайна поможет учителям литературы, учащимся, студентам. Ценность издания заключается в том, что в книге автор впервые даёт критический анализ творчества писателя».
За 30 с лишним лет (с 1905 по 1937 год) С. Г. Чавайн создал более 100 стихотворений, поэм и песен, 18 пьес и инсценировок, около 30 рассказов, очерков и повестей, роман «Элнет». Всю его творческую деятельность Ф. К. Казанцев разделил на 4 этапа и дал анализ произведений:
– произведения дореволюционного периода: «Ото» («Роща», 1905), «Йыланда» (1908), «Шылше» («Дезертиры», 1908) и др;
– произведения на гражданскую тему времён «военного коммунизма»: стихотворения «Автономий» («Автономия», 1921) и «Рэвольуцийа» (1935), рассказ «Язык гыч язык сулыш» («Грехи искупил грехом», 1920). В честь образования Маробласти им создана пьеса «Шем пыл шула, кече лектеш» («Чёрное облако расходится, восходит солнце», 1920) и др.
– произведения, написанные в годы строительства народного хозяйства (восстановительный период, НЭП) на индустриальную тему: пьесы «Ямблат кӱвар» («Ямблатов мост», 1923), «У мланде» («Новая земля», 1925), «Мӱкш отар» («Пасека», 1928) и др.
– произведения на историческую тему периода реконструкции (творческая перестройка) – вершина творчества писателя: «Илышэ вӱд» («Живая вода», 1930), героическая драма «Акпатыр» (1935), роман «Элнет» (1936).
Пьеса «Марий рота» (1931) явилась своего рода юбилейной. Она была посвящена 15-летию героической гибели марийской роты под Казанью в борьбе за советскую власть в боях с белочехами в 1918 году.
Обобщая всю писательскую деятельность С. Г. Чавайна, критик-литературовед Фёдор Кузьмич дал оценку его творчества из 8 пунктов. В первом же пункте Ф. Казанцев отметил: «С. Г. Чавайн в марийской литературе – пионер, первопроходец в марийской словесности. По словам самого автора, он «на дороге трудной падал», но всегда находил силы для дальнейшего пути».
В одном из пунктов критик писал: «С. Г. Чавайн не отстаёт от жизни, в своих произведениях поднимает тему социализма». Помимо положительной оценки творчества Чавайна, в заключении Фёдор Кузьмич указал и недостатки: «Исследуя всё творчество С. Чавайна, можно твёрдо отметить одну особенность его деятельности: в основном писатель мастерски раскрывал историческую тематику, а в последующих произведениях, таких как «Семон ден Джон» («Семон и Джон», 1931), «Штурм» (1932) и другие, большое место занимает схематизм. Надеемся, что со временем С. Чавайн и о современной эпохе будет писать ещё лучше».
Но этой надежде не суждено было осуществиться. И Фёдору Кузьмичу Казанцеву также не суждено было дальше исследовать творчество не только Чавайна, но и других литераторов.
7 июня 1937 года в дом № 3 улицы Кооперативной села Сернур пришли неожиданные гости. При аресте учителя Сернурского педтехникума Ф. К. Казанцева изъяли 63 экземпляра книг, журналов и брошюр, 61 лист с переписками, 7 рабочих тетрадей, 130 листов рукописи, одну записную книжку, одну фотографию с изображением студентов пединститута, паспорт и военный билет. Жена Валентина Арсентьевна Извощикова 1909 года рождения, русская по национальности, трёхлетняя дочь Римма и мать Екатерина Тихоновна остались одни (вскоре забрали и жену).
Фёдора Кузьмича обвинили как «участника контрреволюционной, буржуазно-националистической, троцкистско-бухаринской, повстанчески-террористической, диверсионно-вредительской и шпионской организации»
Был донос, что, будучи студентом пединститута, Фёдор Казанцев и однокурсник Семён Байбулатов вместе с писателем И. А. Борисовым (Тыныш Осып) и С. Г. Чавайном собирались в квартире Шабдара Осыпа. После того, как арестовали Чавайна (25 мая 1937 года), всем велели убрать из кабинетов портрет писателя. Фёдор Кузьмич вместе с портретом Сергея Григорьевича убрал портрет Иосифа Сталина, порвал и положил на пыльный шкаф. Портрет Чавайна оказался сверху портрета Сталина. Значит, Казанцев ставил марийского писателя выше вождя народов. Кто-то слышал высказывание Казанцева, что «без постановок Чавайна репертуар в марийском театре (ныне Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана) оскудел. Закрыли Чавайна, но вместо него вырастут 10 таких же достойных сынов марийского народа».
14 августа 1937 года критика-литературоведа Фёдора Кузьмича Казанцева осудили и постановили расстрелять, а 15 августа приговор привели в исполнение. Вся его вина состояла в том, что во время учёбы в пединституте под руководством Шабдара Осыпа он подготовил первую исследовательскую работу по творчеству Сергея Григорьевича Чавайна.
Долгие годы имена репрессированных марийских писателей и поэтов, в том числе и критика Ф. К. Казанцева, были под запретом, лишь в начале 60-х годов XX века они были реабилитированы. И книга Фёдора Кузьмича о творчестве С. Чавайна была незаслуженно забыта. Когда открывали отдел местной печати (1959), сотрудники отдела национальной и краеведческой литературы под руководством заведующей А. П. Ефремовой собирали и восстанавливали фонд чудом сохранившихся от уничтожения книг несправедливо репрессированных в годы культа личности марийских писателей С. Г. Чавайна, Шабдара Осыпа, Олыка Ипая, Йывана Кырли и многих других. «Чтобы отыскать их, пришлось перебрать тысячи книг, занести в каталог», – вспоминала Александра Павловна. Нашлась и книга «С. Г. Чавайнын творчэство корныжо : пӱтынь творчэствым лончылмо опыт» с печатью «Закрытый фонд», в настоящее время эта ценная книга хранится в отделе книгохранения НБ им. С. Чавайна.
По данной теме можно прочитать следующую литературу:
- Соловьёв А. Классикын возымыжым эн ончыч шымлен / А. Соловьёв // Марий Эл. – 1998. – 3 окт. – С. 4.
- Зайниев Г. Пумар Вӧдыр – туныктышо да шымлызе / Гельсий Зайниев // Марий Эрвел. – 1993. – 3 июнь. – С. 2 ; 10 июнь. – С. 2 ; 17 июнь. – С. 2.
- Зайниев Г. Пумар Вӧдыр. Тудо С. Г. Чавайн нерген икымше книгам возен / Г. Зайниев // Кугарня. – 1993. – 11 июнь. – С. 6.
- Казанцэв Ф. К. С. Г. Чавайнын творчэство корныжо : пӱтынь творчэствым лончылмо опыт = Казанцев Ф. К. Творческий путь С. Г. Чавайна: опыт критико-монографического анализа / Ф. К. Казанцев. – Йошкар-Ола, 1936. – 74 с.
Материал подготовили библиотекари отдела национальной, краеведческой литературы и библиографии А. Н. Булыгина и Е. Г. Петрова
- 713 просмотров