Государственная Третьяковская галерея, г. Москва
И. И. Левитан (1860 - 1900) сыграл выдающуюся роль в развитии русской пейзажной живописи. Он не только раскрыл в своих произведениях неисчерпаемые красоты русского пейзажа, но и вложил в них большое человеческое содержание. Художнику удалось внести в своё постижение русской природы оттенок чисто русского поэтически-религиозного проникновения.
Одним из значительнейших полотен И. Левитана стала созданная после возвращения из первой заграничной поездки картина «Тихая обитель». Замысел картины возник ещё в 1887 году, когда на художника произвело сильное впечатление поэтическое зрелище заката, осветившего алым светом главы и кресты Савино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода. Основой же для изображения обители послужил монастырь близ Юрьевца на Волге.
Картину «Тихая обитель» И. Левитан писал с редкостным увлечением и упорством, что почти никогда не случалось. Картина нравилась ему самому. Тишина, предвечернее умиротворение. У мостков, ведущих к тихой обители, обрывается суетный мир. Мостки – это как граница, шлагбаум, за ними покой и нирвана, никаких тревог и сомнений.
А. П. Чехов – друг И. И. Левитана – часто вводил описания картин художника в сюжеты своих произведений. Так в повести «Три года» героиня находится под впечатлением от увиденного художественного полотна: «На первом плане – речка, через неё бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в тёмной траве… А вдали догорает вечерняя заря. И почему-то стало казаться, что эти самые облачка, и лес, и поле, она (героиня) видела уже давно и много раз, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке, и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного, океана чистой радости и ничем не омрачённого блаженства».
Появившаяся в 1891 г. на передвижной выставке, картина и имя её автора были «на устах всей интеллигентной Москвы». Люди благодарили художника за «блаженное настроение, сладкое душевное спокойствие, которое вызывал этот тихий уголок, изолированный от всего мира и всех лицемерных наших дней». А наш современник, поэт Николай Рубцов, написал замечательное стихотворение:
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла.
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола.
Звон колокольный и окольный,
У окон, около колонн.
Звон колоколен колокольный
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
Любого русского спроси!
Звонит, как в колокол, не глуше
Звон левитановской Руси!
Выставка работает до 30 июня 2023 г. (2-й этаж, каб. № 212)
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству
- 858 просмотров