Научно-методический отдел предлагает познакомиться с интересными статьями журнала «Библиотека» (№ 9, 2022 г.).
Салынцева Н. Яркие лица, захватывающие события: режиссёрские находки в арсенале коллег / Наталия Салынцева // Библиотека. – 2022. – № 10. – С. 48-55.
Последние годы библиотечная жизнь Нижегородской государственной областной детской библиотеки им. Т. А. Мавриной течёт в двух параллельных измерениях – офлайн и онлайн. Поэтому с каждым новым пабликом всё острее встаёт вопрос: как не затеряться среди тысяч таких же клонов? Ведь они действительно очень похожи: одинаковые темы, даты, картинки, стиль написания текстов… Ответ очевиден – ВЫДЕЛЯТЬСЯ! Качественным контентом и, что не менее важно, его подачей. Ведь даже из самой скучной официальной информации можно сделать интересный материал – важно лишь правильно всё преподнести. Поэтому при раскрутке своей группы «ВКонтакте» «Звездинка-онлайн» библиотекари Нижегородской детской библиотеки опирались на опыт визуальных искусств, и в первую очередь кинематографа – как самого популярного из них. А в качестве примера для подражания они взяли режиссёрские находки Кристофера Нолана.
В своей статье Наталия Салынцева разбирает творчество Нолана «по кирпичикам». Она пишет о том, из каких постоянных элементов состоят его сценарии и как можно их применить в работе над библиотечными пабликами. Таких примеров в онлайн-группе «Звездинка» очень много.
Так, в своих фильмах все события Нолан показывает глазами главных героев, поэтому и группа «Звездинка-онлайн» старается показать любую тему через историю конкретного человека.
Например, так они рассказывают о поступлении новых книг в библиотеку: «Знакомьтесь, это наши активные читатели Ивановы – мама Лена, папа Сергей, сын Лёша и дочка Тася, которая пока не умеет читать, но любит рассматривать картинки и слушать истории про котёнка Шмяка. «Книги очень полезные, потому что обыгрывают разные бытовые ситуации, – считает мама Лена. – Шмяк уже научил нашу Тасю не бояться врачей, всегда говорить спасибо и делиться конфетами с братом». А сегодня у Ивановых праздник – большое поступление книг Роба Скоттона в младший отдел. Приходите – хватит всем!» и сопровождают текст фото всей семьи или малышки с книгой в руках.
Автор статьи предлагает использовать и приём нелинейного повествования, характерный для творчества известного режиссёра, когда информация излагается не в хронологическом порядке, а с самого захватывающего момента.
Библиотекари же советуют обратить внимание на два момента – начало и конец поста. Именно от этого зависит, будет ли человек читать ваше сообщение или пройдёт мимо. В любой теме нужно найти интересный факт, «фишку» и поставить её в самое начало. Она должна цеплять, интриговать, провоцировать на эмоции, побуждать к дальнейшему чтению.
Например: «У нас в гостях … Железный Человек! Так называет себя писатель Владимир Орсо. Его главное увлечение – гонки на выносливость. Недавно он прошёл ультрамарафон: 10 км плавания, 421 км на велосипеде и 84 км бега за три дня!» «Без механических доспехов и экзоскелета? – удивились ребята. – Тони Старк умрёт от зависти!» Или: «А вы знаете, что Александр Твардовский – единственный советский поэт, который никогда не писал о любви? Хотя сам был счастливо женат: с супругой Марией прожил более 40 лет, вырастил дочерей Ольгу и Валентину».
Ещё одна особенность фильмов Нолана – недосказанность, когда он даёт открытый, часто непонятный финал, оставляющий зрителя в недоумении. Именно это играет на человеческих чувствах. Становится любопытно, что будет дальше!
Эту особенность библиотекари используют в своей рубрике «Рецепты хорошего настроения», где показывают каждый раз мультфильм по какому-либо произведению, а заканчивают его на самом интересном месте. А чтобы узнать продолжение истории – надо за книгой прийти в библиотеку.
Режиссёр Нолан очень ответственно подходит к выбору актёров. Так, актёр Майкл Кейн снялся во всех его картинах.Конечно, библиотека не в силах привлечь популярных актёров, но может открыть своих героев. В качестве примера автор статьи рассказывает о видеопроекте библиотеки «Сказки на ночь». Благодаря обаянию и харизме ведущей Елены Удаловой он имеет большой успех, поклонники ведущей есть не только в городе, но и за рубежом. У Елены даже появилось почётное прозвище «тётя Сказка». Этот метод работает, потому что всем нам интересны другие люди и их истории.
Обязательным для достижения успеха библиотекари считают создание сильной команды. В таком коллективе идёт бесконечный спор и непрерывный обмен идеями. А ещё автор статьи рекомендует привлекать к созданию контента как можно больше народу, в том числе коллег. Пусть не все из них могут, например, снимать видео или писать тексты, зато они хорошо общаются с посетителями библиотеки, знают их семьи, увлечения и книжные предпочтения. Библиотекари становятся главными поставщиками различных историй, а их герои – читатели библиотеки. Можно привлечь в свою команду волонтёров, практикантов и, разумеется, самих читателей.
У каждого – определённый взгляд на мир, свой стиль, особая манера написания текстов. Такой подход украсит любой паблик, повысит вовлечённость и обязательно приведёт в библиотеку новых читателей.
Наталья Салынцева рассказывает и о других лайфхаках, которые помогут создавать качественный контент и этим привлекать пользователей в библиотеку. Если тема актуальна для вас, обязательно прочтите статью, в ней найдёте много полезной информации практического характера.
Мищенкова М. Скажи мне, кто ты… / Маргарита Мищенкова // Библиотека. – 2022. – № 10. – С. 68-71.
«Дети практически не читают!» – с этого постулата нередко начинаются конференции и семинары, родительские собрания в детском саду и школе, посвящённые изучению проблемы, ставшей настоящей головной болью для всех, кто участвует в воспитании подрастающего поколения.
Чтение необязательное, никем не навязанное и есть тот путь, с которого начинается восхождение ребёнка в мир литературы. Задача же, которая стоит перед взрослыми, заключается в том, чтобы показать малышу: книга бывает захватывающей, «понимающей», она готова стать настоящим другом!
Автор статьи Маргарита Мищенкова, методист Калужской областной детской библиотеки, педагог-психолог, отмечает, что не стоит забывать о том, что все дети, как и взрослые, – индивидуальности. И внутренний мир у каждого свой. Именно с этих позиций библиотекарь должен помогать читателю в выборе книги. Тогда вероятность того, что он примет её без малейших колебаний, существенно возрастает. Как это сделать? Просто! Необходимо внимательней присмотреться к его поведению, умению контактировать с людьми и понять, какой у него темперамент.
Например, ребёнок-холерик – ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить своё решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск, приключения. В библиотеке перебегает от одной полки к другой, набирает кучу книг или вовсе отказывается читать.
Один из главных недостатков – неспособность налаживать отношения в коллективе, общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Родителям такого ребёнка нужно воспитывать настойчивость и сдержанность, умение владеть собой, гасить агрессию, быть вежливым с окружающими. Помощниками здесь станут книги нравственного содержания с воспитательным подтекстом: басни, притчи, русские народные сказки. Хорошо будут восприняты стихи Агнии Барто, Сергея Михалкова, Самуила Маршака, Бориса Заходера, рассказы Льва Толстого, произведения Ирины Токмаковой, Валентины Осеевой, Виктора Драгунского.
Если вашим читателем оказался холерик, разрешите ему самому выбирать книги. Как правило, это литература одной тематики: про машины, динозавров, пиратов и т. д.
В более старшем возрасте холерики предпочитают истории про монстров, фантастических чудовищ, а также приключения и фантастику.
Сангвиник – жизнерадостный, сильный и уравновешенный. В детстве чаще пребывает в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Он легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым.
Для них общение – очень важный этап развития, поэтому библиотекарь может смело рекомендовать книги, в которых раскрывается тема дружбы, таких авторов, как Николай Носов (цикл книг о Незнайке), Виктор Драгунский (рассказы), Александр Волков (сказочные повести), Эдуард Успенский («Крокодил Гена и его друзья»), Астрид Линдгрен («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше») и т. п.
Посетителю-сангвинику просто необходимо предложить комиксы, журналы, энциклопедии, книги-картинки, произведения с захватывающим сюжетом и невероятными приключениями, которые могут захватить его внимание.
Флегматик – медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребёнок. Слабоэмоциональный, последователен и обстоятелен в своих занятиях. Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения.
Задача родителей такого ребёнка – научить выстраивать отношения с окружающими, выражать свои эмоции и понимать чувства других. Флегматикам важно показать, что рядом существуют другие люди с разными взглядами на жизнь, своими интересами и увлечениями. И если с ними познакомиться (хотя бы в книге), то можно научиться понимать и принимать взгляды, отличные от своих собственных. Здесь также уместны произведения о дружбе, а в подростковом возрасте – о человеческих взаимоотношениях в самых разных их проявлениях. Им хорошо будет порекомендовать книги таких авторов, как Юлия Кузнецова, Екатерина Мурашова, Ольга Громова, Нина Дашевская, Рэй Брэдбери, Джек Лондон.
Как правило, флегматики интересуются миром живой природы, а также с большой радостью и ответственностью заботятся о домашних питомцах. Им будут интересны книги: серия Холи Вебб «Добрые истории о зверятах», Джудит Керр «Мяули», Эрин Хантер «Коты-воители» и другие.
Читатель-флегматик сам попросит продолжение понравившейся истории или что-то на неё похожее.
Меланхолик нуждается в поддержке и одобрении близких. Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Не уверены в себе, затрудняются самостоятельно делать выбор. И здесь задача библиотекаря – осторожно и деликатно предлагать книги, рассказывая о них. Говорят они негромко, спорят редко, чаще подчиняются мнению более сильных сверстников и взрослых.
Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств.
В раннем детстве любит читать сказки, где есть волшебство, потом переходит на повести Льюиса Кэрролла, Александра Волкова, Нила Геймана, Кира Булычёва, произведения Джоан Роулинг. Также ему могут понравиться книги Натальи Щербы («Часодеи»), Филлипа Пулмана и других.
Часто меланхолик производит впечатление замкнутого человека, обычно среди близких он выбирает одного, с кем полностью откровенен, мягок и добр, делится своими переживаниями. Ему необходимо помочь влиться в коллектив, научить знакомиться, а ещё избавляться от страхов и сомнений.
Помогут в воспитательном процессе «терапевтические» истории: серия «Полезные сказки» Аси Германт (про зайчика Севу), «Сказки от слёз» Марины Крутовой, «Кого мама любит больше?» Анны Никольской, книги Одри Пенн (про енота Честера), Юлии Симбирской, Деби Глиори и другие.
К произведениям, которые помогут таким ребятам найти друзей среди литературных героев, можно отнести «Невероятный мир глазами загадочной Элли» Линды Хант, «Дитя Океан» Жан-Клода Мурлева и другие.
Книги меланхолику необходимо предлагать очень осторожно. Не стоит переключать его внимание на всевозможные новинки, иначе он растеряется и уйдёт с пустыми руками. Обязательно похвалите его за уже прочитанные произведения.
Чтение – это процесс интимно-личностного развития. Насколько не похожи друг на друга люди, настолько у них могут различаться и литературные предпочтения.
В своей статье Маргарита Мищенкова очень доходчиво разъясняет, как темперамент человека влияет на его литературные предпочтения. Здесь же она даёт советы родителям, педагогам и библиотекарям, как надо воспитывать детей того или иного темперамента и что ему предлагать для прочтения. Неслучайно именно на страницах художественных произведений мы, взрослые, часто находим ответы на волнующие нас вопросы, главное – знать, где именно их искать. И если дети ещё не умеют этого делать, задача близких и профессионалов – помочь им.
Фотоматериалы взяты в сети Интернет и из групп библиотек в социальной сети «ВКонтакте»
Материал подготовила Н. В. Царегородцева, главный библиотекарь научно-методического отдела
- 633 просмотра