С ветром в поле когда-то повенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная ты моя женщина…
С этих строк начинается знаменитый романс - одно из самых проникновенных и трогательных посвящений женщине в российской песенной культуре. Песня популярна, и поют многие, но далеко не каждый знает, кто её написал. История создания изумительного романса впечатляет и заслуживает особого внимания.
Текст, положенный в основу этой композиции, был создан поэтом-классиком Николаем Заболоцким в середине прошлого столетия. Появление этих стихов часто связывают с его личной историей.
Известно, что Николай Заболоцкий в молодые годы входил в состав поэтического «Объединения реального искусства» - сокращённо ОБЭРИУ. «Обэриутам» были чужды традиционные формы искусства. В своих произведениях они предпочитали гротескные формы, не признавали любовную лирику, отрицали романтику и были женоненавистниками, с презрением подчёркивая, что женщины их тяготят. Николай Заболоцкий тоже придерживался таких взглядов, однако всех удивил, когда в 1930 году женился на выпускнице пединститута Екатерине Клыковой.
Невеста была на пять лет моложе жениха, стройна и очень застенчива. Она стала прекрасной женой, матерью и хозяйкой. Друзья поэта признавали, что Заболоцкому очень повезло. Красивая и умная женщина беззаветно любила своего мужа, который обладал сложным характером. Она радовалась, когда к нему пришла известность, и самоотверженно поддерживала во времена суровых испытаний: в 1938 году Заболоцкий по ложному доносу критика Николая Лесючевского был арестован. Избежать расстрела поэту помогло то, что, несмотря на жестокие пытки и истязания, он свою вину – «создание контрреволюционной организации» - не признал. Заболоцкому дали минимальный пятилетний срок наказания, который он отбывал в лагерях с 1939 по 1944 год. После освобождения Николай Алексеевич не мог свободно перемещаться по стране, а потому поселился в Караганде, куда к нему, впервые ослушавшись мужа, вместе с сыном Никитой и дочерью Натальей приехала Екатерина Васильевна. Она была для Заболоцкого ангелом-хранителем, который помогал поэту выжить в местах заключения. В 1946 году семья Заболоцких переехала в Москву, где их быт постепенно стал налаживаться. Однако несколько лет, проведённых в лагерях, оставили свой отпечаток на характере Николая Алексеевича: он стал насторожен, осмотрителен и мнителен. Это сказалось и на отношениях супругов.
Заболоцкий никогда не говорил Екатерине о своей любви и не посвятил ни одного четверостишия, хотя создавал дивные поэтические тексты. Она, как любая женщина, хотела быть окружена заботой и вниманием. Неудивительно, что в 1956 году Екатерина Васильевна объявила Заболоцкому, что уходит к известному покорителю женских сердец, полному мужского обаяния писателю Василию Гроссману. Николай Алексеевич испытал сильное душевное потрясение, однако жену отпустил. Оскорблённый решением супруги и чувствуя безысходность, Заболоцкий решил сблизиться с одной из своих поклонниц Натальей Роскиной. Она была на двадцать пять лет моложе поэта и знала наизусть многие из его поэтических творений. Заболоцкий сразу сделал Наталье предложение, которое она приняла из уважения к поэту. Вместе они прожили всего три месяца. По воспоминаниям Роскиной, Николая она жалела, а он всё время мучился, тоскуя по своей Кате. Эти отношения завершились в начале 1957 года, и в то же самое время началось примирение поэта с женой, а также работа над поэтическим циклом «Последняя любовь». Подлинным шедевром, передающим бурю эмоций и чувств, стал поэтический текст, озаглавленный автором «Признание» и начинающийся словами «Зацелована, околдована». Эти стихи поэт посвятил Наталье, но сделал это с умыслом, чтобы доказать жене, что он умеет любить и умеет признаваться в этом. Вне всякого сомнения, мудрая Екатерина Васильевна всё поняла, и вскоре между супругами Заболоцкими возникла трогательная переписка, в которой Николай Алексеевич выражал надежду, что они вновь будут вместе. Так и произошло. Заболоцкие воссоединилась в сентябре 1958 года, а в октябре у поэта случился второй инфаркт, и он в 55 лет ушёл из жизни.
Интересная история связана и с музыкой романса. Началась она в 1968 году, когда «солнечный» бард Александр Лобановский впервые к чувственным стихам Николая Заболоцкого «Признание» сочинил мелодию. Имя этого автора-исполнителя широкой аудитории было практически неизвестно, так как в нашей стране он считался опальным музыкантом и был занесён в «чёрный список». Однако чуть более десяти лет спустя красивый романс в исполнении разных певцов зазвучал не только на концертных площадках, но и в радио- и телеэфире. Мелодия композиции значительно отличалась от той, которую сочинил Лобановский, из текста исчезла четвёртая строфа, а автором музыки романса стали указывать шансонье Михаила Звездинского. В музыкальной литературе очень часто случалось так, что многие композиторы на один поэтический текст сочиняли романсы. В случае со стихотворением Николая Заболоцкого произошло то же самое: два музыканта на один и тот же поэтический текст сочинили каждый свою музыкальную версию, и в Агентстве по авторским правам это было зафиксировано.
Романс «Очарована, околдована» исполнялся многими известными эстрадными певцами, среди которых Иосиф Кобзон, Александр Малинин, Николай Носков, Александр Маршал. Все они выбирали музыкальный материал Михаила Звездинского, который сегодня пользуется наибольшей популярностью.
В 1991 году студия «Метадиджитал» выпустила альбом Михаила Звездинского «Я благодарен женщине», куда вошёл знаменитый романс. На самой пластинке стоит логотип компании «Русский диск». Один экземпляр из этого тиража находится в фонде нашей библиотеки.
Информация подготовлена главным библиотекарем отдела литературы по искусству Л. В. Рыбаковой.
- 22360 просмотров