«Кто-то говорил, что книги – бесполезная трата времени и денег, что лучше смотреть фильмы, чем читать, что это скучно и старомодно, но на это я всегда отвечала, что вышеперечисленные мнения достаточно популярны среди недостаточно умных. И продолжала читать».
(Анна Джейн, российская писательница, «Влюблённая ведьма»)
Мы продолжаем знакомить вас с новыми книгами по различным видам и жанрам искусства, которые поступили в отдел литературы по искусству.
Бик, О. В. Интерьер православного храма: образы и тенденции развития : история и современность / О. В. Бик. – Москва : БуксМАрт, 2022. – 144 с.
В архитектурных образах храмов на века остаются запечатлёнными особенности ушедших эпох, эстетические идеалы, духовные стремления и традиции.
Сегодня в России мы наблюдаем новый виток в истории православного зодчества, что связано с современными социально-культурными явлениями и научно-техническим прогрессом. Актуальной является проблема вектора дальнейшего развития храмовой архитектуры, что прежде всего касается сохранения русской православной традиции.
Ключевой вопрос – каким быть русскому православному храму в XXI веке – неизбежно затрагивает и тему его интерьера. Интерьер – не просто материальная оболочка, это удивительная система, способная приблизить душу человека к Богу, возвышая её красотой своего звучания и раскрывая смыслы глубиной образов. Книга Олега Витальевича Бика посвящена исследованию принципов архитектурно-художественной организации интерьера православного храма в условиях современного мира. Автор рассматривает историю его формирования, определяет степень влияния этнокультурных, политических и идеологических факторов.
Иванова, Е. В. Искусство – в быт. Интерьерная пластика Ленинградского завода фарфоровых изделий. 1956-1966 / Е. В. Иванова, О. Сапанжа, Н. Баландина. – Москва : БуксМАрт, 2021. – 192 с.
Произведения интерьерной фарфоровой пластики на протяжении 1950-1960-х годов оставались значимым элементом дизайна квартиры. Школьники и школьницы, лыжники и лыжницы, фигуристки, футболисты, каменщицы, сварщицы, асфальтоукладчицы, доярки и свинарки, играющие дети, артисты балета, танцующие испанки, персонажи сказок, звери и птицы, деятели науки и культуры, представители народов мира и национальных республик Советского Союза были представлены во всём изобилии.
В центре внимания авторов монографии – интерьерная скульптурная пластика малых форм ведущих мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий (ЛЗФИ). Его ассортимент долгие годы рассматривался специалистами как неоригинальный, лишённый собственной художественной ориентации. Однако в наши дни произведения ЛЗФИ включаются в крупные экспозиционно-выставочные проекты ведущих музеев России. Ценность произведений ЛЗФИ повышается и в связи с активизацией коллекционирования образцов фарфорового искусства, в том числе изделий конвейерного производства. В монографии описание и анализ отдельных произведений ЛФЗИ сочетаются с изучением их места и роли в истории промышленного искусства и пространства повседневной культуры.
Огаркова, Н. А. Музыкальный мир императрицы Елизаветы Алексеевны : альбомные этюды Александровской эпохи / Н. А. Огаркова. – Санкт-Петербург : ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2021. – 260 с.
Участие в придворных концертах и домашнее музицирование в молодые годы было одним из любимых занятий Елизаветы Алексеевны (1779-1826), супруги императора Александра I. Она обладала нежным и красивым голосом, льющимся, по словам Екатерины II, «прямо к сердцу». О том, каковы были музыкальные вкусы Елизаветы Алексеевны, что она предпочитала петь для себя или небольшого круга посвящённых, говорят нам её нотная библиотека и нотный альбом, текст которого ранее не публиковался и подробно не исследовался.
В книге также отражается история популярных на петербургской сцене опер, повествуется о произведениях, фрагменты которых были записаны в нотный альбом Елизаветы как свидетельства особого резонанса в среде петербургской аристократии. В основном – это арии и дуэты из опер, известных меломанам по петербургским постановкам, салонная музыка (романсы, популярные танцы).
Степанова, С. С. Романтичный классицист Петр Васильевич Басин. Письма из Италии. 1819-1830 / С. С. Степанова. – Москва : БуксМАрт, 2022. – 320 с.
Пенсионерские поездки в первой половине XIX века (как правило, в центр европейской живописи – Италию) выпускников Академии художеств, достигших наибольших успехов в обучении, для большинства молодых русских художников являлись важным этапом их становления. Живописец П. В. Басин (1793-1877) провёл в Италии 11 лет, с 1819 по 1830 год. Благодаря первой полной научной публикации писем Басина к родителям, представленной в данном издании, мы можем узнать историю создания его произведений, а также интересные стороны бытования русской колонии в Риме 1820-х годов, детали взаимоотношений русских пенсионеров с римской художественной средой.
Письма Басина многословны, подробны, отличаются витиеватым слогом. В XIX веке писали совсем иначе, чем сейчас. Например: «Любезныя родители! Вы, я думаю, давно ожидаете письма о моем путешествии, которое вероятно полагали не столь продолжительным, как случилось в самом деле, его можно назвать романтическим по стечению великих неприятностей, вытерпенных мною и моим товарищем, и некоторых удовольствий, которые мы тем более чувствовали, чем сильнее первые нас постигали». Или: «Я не прощу себе никогда той неуместной с моей стороны прозьбы, которая, уверен, нарушила и последнее слабое ваше спокойствие во время болезни, – позвольте изъявить откровенно мое признание, что я никогда бы не обезпокоил вас оною, естлиб сия пустая нужда, не была столь необходима и притом требующаго скораго исполнения, как я имел щастие уведомлять вас. – Чувствую, что не в силах изъявить вам соответствующей благодарности за ваше родительское обо мне попечение, но прошу принять благосклонно отличное моё сыновнее высокопочитание и благодарность, которая останется неотъемлимою в душе моей…» Публикация писем сопровождается списком произведений, выполненных П. В. Басиным в Италии.
Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной
- 470 просмотров