Иосиф Александрович Бродский (1940-1996), русский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе (1987).
Ссылка не прошла для Иосифа Бродского впустую, она стала для него своеобразной «Болдинской осенью». Туда он был отправлен двадцатитрёхлетним юношей, начинающим писать стихи, а вернулся уже двадцатипятилетним сложившимся поэтом.
СТАНСЫ
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад тёмно-синий
я впотьмах не найду,
между выцветших линий
на асфальт упаду.
И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнёт над мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
под затылком снежок,
и услышу я голос:
– до свиданья, дружок.
И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой,
– словно девочки-сёстры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.
1962
В этом стихотворении, которое больше известно под названием «Ни страны, ни погоста…», как и во многих других, Иосиф Бродский предугадал будущее. Он словно чувствовал, что ему придётся жить далеко от родных мест, хотя стихи были написаны задолго до эмиграции. В раздумьях о последних минутах жизни поэт представляет, как вернётся на свой Васильевский остров, где прошла его юность. Но, увы, этим мечтам поэта сбыться не удалось, и до конца жизни он больше не ступит на родную землю...
Родился Иосиф Бродский 24 мая 1940 года в Ленинграде в еврейской семье. Отец, капитан 3-го ранга ВМФ СССР Александр Бродский, был военным фотокорреспондентом, после войны работал фотографом и журналистом в нескольких ленинградских газетах. Мать Мария Вольперт – бухгалтер по образованию. Раннее детство Иосифа пришлось на годы войны, блокады, послевоенной бедности. До 15 лет учился в школе, затем работал, сменив множество рабочих профессий, несколько сезонов трудился в геологических экспедициях на Тянь-Шане, в Казахстане и в Якутии. В то же время он активно занимался самообразованием: очень много читал, изучал отечественную и англо-американскую поэзию, философскую и религиозную литературу, классическую мифологию, осваивал английский и польский языки.
К началу шестидесятых Бродский познакомился с известными в литературных кругах людьми: Е. Рейном, А. Найманом, В. Уфляндом, Б. Окуджавой. А в августе 1961 года произошло его знакомство с Анной Ахматовой, которая сыграла особую роль в жизни поэта и в его творческом формировании. Бродский испытал на себе влияние также близких ему по духу поэтов – О. Мандельштама, М. Цветаевой, Р. Фроста. В окружении их поэзии он как бы определил для себя мотивы и символы творчества – вода, движение, время. Как поэты-«метафористы» (авангардно-подпольный эстетический круг внутри Литературного института им. Горького), современники Бродского, он заявлял, что основа его поэзии – разум. Бродский отмечал парадоксы современности и пытался определить своё место в ней. Конечно, такое творчество не было рассчитано на всех, но поэт хотел писать так, как он понимал своё назначение.
Неординарность мышления привела к тому, что власти обратили на него внимание и признали его творчество опасным. В итоге – показательный суд и ссылка в Архангельскую область. Ахматова по этому поводу воскликнула: «Какую биографию делают нашему рыжему! Как будто он кого-то нанял». Полтора года, проведённые в ссылке, не прошли даром – он очень много писал, а шумиха, которая началась вокруг его досрочного освобождения, принесла Бродскому мировую известность. Около 80 стихотворений – таков итог плодотворной работы поэта в ссылке. Но в печать прорвались только две-три вещи. Вместе с тем в 1965 году в Нью-Йорке вышла книга «Стихотворения и поэмы», подготовленная на основе переправленных на Запад материалов самиздата. Далее свет увидела книга «Остановка в пустыне». Всего на момент отъезда из России у Бродского вышло 8 книг на различных языках.
Вынужденный покинуть родину, начиная с 1972 года поэт жил за границей. Вначале это были Вена и Лондон, затем Бродский переезжает в США, где вскоре становится профессором Мичиганского, Нью-Йоркского и других университетов страны.
Изменение судьбы, смена окружения проходили для Бродского не безболезненно, да поэт и не строил никаких иллюзий на этот счёт. Еще незадолго до отъезда, в стихотворении «Письма римскому другу» (1972), Бродский горестно написал:
Если выпало в Империи родиться,
лучше жить в глухой провинции, у моря…
А в написанной через несколько лет «Колыбельной Трескового мыса» (1975), говоря о «перемене империи», он неоднократно употребляет это слово применительно к стране, в которой теперь живёт. И своего рода рефреном-обрамлением звучит дважды повторяющаяся строка: «Восточный конец Империи погружается в ночь…» После выезда из Советского Союза он оказался в новой и не всегда гостеприимной для него среде. Но активное участие друзей, их помощь и забота сыграли весьма важную роль в его судьбе.
Он продолжал интенсивно писать стихи на русском и прозу на английском. Преподавал русскую литературу в университетах и колледжах, выступал с лекциями и, добившись материальной независимости, смог более активно заниматься поэтическим и вообще литературным творчеством. Одна за другой на Западе, прежде всего в США, выходят книги на русском языке: «В Англии», «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи» (1977), «Римские элегии» (1982), «Новые стансы к Августе» (1983), драма «Мрамор» (1984), книга эссе «Меньше, чем единица (1986), «Урания» (1987) и другие. Уже посмертно в США вышла книга «Пейзаж с наводнением» (1996). Современность и история, а также вечные, бытийные, экзистенциальные темы – время, пространство, Бог, жизнь, смерть, искусство, изгнание, одиночество – находят в его стихах новую и своеобразную поэтическую трактовку. Немало в его стихах откликов на события, связанные с родиной. К примеру, в стихотворении «На смерть Жукова» поэт рассуждает об исторической роли и масштабе деятельности героя-полководца Великой Отечественной войны. «Стихи о зимней кампании 1980 года» – непосредственный отклик на только что начавшуюся войну в Афганистане. Поэт не приемлет этой неправой и бесчеловечной акции.
В 1987 году Иосифу Бродскому, как русскому литератору, присуждается Нобелевская премия с формулировкой «За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». А с конца 80-х годов его отдельные издания стали появляться на родине, уже в перестроечной России.
Нобелевская премия навсегда меняет жизнь Бродского: он начинает много путешествовать по миру, подолгу жить и читать лекции в Лондоне, Стокгольме, Париже. Но самым любимым местом на земле становится Венеция, которой посвящено много прекрасных стихов и замечательный очерк.
В июне 1991 года И. А. Бродский получил мантию доктора Оксфордовского университета. В том же году он становится кавалером ордена Почётного легиона и поэтом-лауреатом – официальным поэтом Библиотеки Конгресса США, можно сказать, кем-то вроде «министра поэзии» при американском президенте.
Последние годы поэт жил в Нью-Йорке. А в январе 1990 года в Сорбонне он знакомится с итальянской студенткой Марией Соццани. Потомок русских аристократов, она увлекалась русской литературой, поэтому приехала на лекцию Бродского. Вскоре состоялось их бракосочетание, а в 1993 году у них родилась дочь Анна.
Но семейное счастье Бродского было недолгим. Болезнь сердца, которой поэт страдал смолоду, привела его к ранней смерти. В ночь с 27 на 28 января 1996 года Иосиф Бродский скончался от очередного инфаркта в Нью-Йорке. Его прах похоронили на кладбище острова Сан-Микеле в Венеции, рядом с Дягилевым и Стравинским.
Последняя поэтическая книга И. Бродского «Пейзаж с наводнением» завершается стихотворными строками:
Меня обвиняли во всем, окромя погоды…
Общего, может, небытия броня
ценит попытки её превращения в сито
И за отверстие поблагодарит меня.
Эти строчки Бродского, написанные в конце земной жизни, преисполнены горестными раздумьями поэта-стоика об итогах бытия. Поэзия, по его мнению, как высшее выражение языка есть противостояние «ничто». Этому единственному богу – богу поэзии – он служил всю жизнь. Он каждую минуту своей жизни был поэтом и считал это высшим счастливым даром от Бога.
Стихи Бродского нужно читать вслух. Не шёпотом, а именно вслух. И если вникнуть в глубину его поэзии, то станут понятны многие вопросы человеческого бытия и жизни в целом... В этом, наверное, и заключается ценность настоящей поэзии.
Центр чтения Национальной библиотеки предлагает заинтересованному читателю все произведения И. А. Бродского, в том числе Сочинения в 4 томах (Издательство «Третья волна», Париж – Москва – Нью-Йорк, 1992), множество избранных произведений. А также отдел располагает богатым литературоведческим материалом, который был использован при подготовке данной статьи.
Материал подготовлен главным библиотекарем центра чтения В.В.Зориной
- 1125 просмотров