Выставка «Крылья Родины»: к 100-летию гражданской авиации России

09.02.2023 | 1041 просмотра(ов)

С каждым днём всё труднее встретить человека, не испытавшего прелесть полёта. Самолёты перевозят миллионы пассажиров и тысячи тонн срочных грузов. Гражданская авиация является важной составляющей транспортной системы России, играет ключевую роль в жизни страны, способствует росту её экономики и укреплению межрегиональных связей. Указом Президента Российской Федерации 2023 год объявлен годом празднования 100-летия отечественной гражданской авиации. Датой рождения гражданской авиации считается 9 февраля 1923 года – день принятия Советом труда и обороны постановления «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Историческое постановление положило начало государственному регулированию деятельности воздушного транспорта в нашей стране. Началось бурное развитие отечественной авиации.

В честь юбилейной даты в отделе естественно-научной и технической литературы открылась информационно-прикладная выставка «Крылья Родины». Посетители познакомятся с легендарной историей освоения воздушного пространства. Достижения нашей гражданской авиации возникли не на пустом месте. У отечественных конструкторов, учёных и лётчиков богатые традиции и славная история. Четыре раздела выставки – 1) исторический, где представлены книги о развитии отечественной авиации с начала XX века и до наших дней; 2) технологический, рассказывающий о строении самолётов и вертолётов; 3) биографический, где можно познакомиться с жизнью и деятельностью выдающихся личностей отечественной авиации; 4) прикладной – демонстрируют её важнейшие исторические вехи и планы на будущее – от создателей первых отечественных пассажирских и грузовых самолётов до современных аэробусов.

В экспозицию также включены редкие издания из фонда Национальной библиотеки, документы, фотографии, макеты авиатехники, периодические издания, посвящённые становлению и развитию отечественной авиации в России и в Республике Марий Эл.

Приглашаем всех желающих погрузиться в историю гражданской авиации России, познакомиться со значимыми событиями, подвигами, достижениями и успехами лётчиков-первопроходцев, известных авиаконструкторов, устройством авиационной техники, узнать историю Аэрофлота, а также малоизвестные факты из практики пилотов, о мужестве и самообладании экипажей воздушных судов в сложных ситуациях.

А прямо сейчас предлагаем вспомнить главные события в истории отечественной гражданской авиации.

  • В 1923 году образовалось первое авиатранспортное предприятие СССР – Общество с акционерным капиталом «Добролёт» – Российское общество добровольного воздушного флота. Открыта первая в СССР регулярная пассажирская линия с главного аэропорта страны на Ходынском поле: Москва – Нижний Новгород. Пассажирский перелёт протяженностью 420 км занимал 4 часа полёта, проходил только днём и над железной дорогой, чтобы пилот не сбился с пути.
  • В 1924-1925 годах начинаются испытания первого металлического самолёта конструкции А. Туполева АНТ-2. Н. Поликарпов построил пятиместный самолет ПМ-1, который совершал перелёты на линии Москва – Берлин. Пилот располагался в открытой кабине, находившейся прямо перед передней кромкой крыла, а закрытая кабина вмещала пять пассажиров.
  • В 1928 году в Берлине на международной авиационной выставке впервые представлены российские самолёты АНТ-3, У-2, К-4. У-2 (По-2) – один из самых массовых самолётов в мире, получивший в простонародье название «Кукурузник». Выпускался серийно вплоть до 1953 года, всего было построено 33 000 машин.
  • В 1929 году завершились испытания первого многоместного пассажирского самолёта АНТ-9 конструкции А. Туполева. АНТ-9 (ПС-9 или «Крылья Советов») – ближнемагистральный трехдвигательный самолёт, ставший одним из первых многоместных пассажирских самолётов, разработанных в СССР. Самолёт позволял взять на борт до 9 человек.
  • В 1930-е годы начали открываться первые аэропорты в стране.
  • В июне 1937 года пилоты В. Чкалов, Г. Байдуков, А. Беляков на самолете АНТ-25 первыми совершили трансполярный беспосадочный перелёт из Москвы в США через Северный полюс.
  • В 1939 году начала работу Э. Городецкая – первая стюардесса в истории российской авиации. Бортпроводник обслуживала пассажиров рейса Москва – Ашхабад, который выполнялся 21-местным воздушным судном ПС-84. Данный рейс длился 13 часов и проходил с двумя посадками. В течение двух месяцев 20-летняя москвичка была единственной стюардессой в стране. При этом ей самостоятельно приходилось обеспечивать закупку и доставку на борт продуктов и посуды.
  • К 1940 году построено 150 аэропортов, протяжённость воздушных линий страны достигла 150 000 км.
  • После победы в Великой Отечественной войне авиапром встал на мирные рельсы. В 1947 году свой первый пассажирский полёт совершил Ил-12, спроектированный по конструкции С. Ильюшина. В 1948 году началась эксплуатации многоцелевого самолёта Ан-2, созданного в конструкторском бюро О. Антонова. Взлёт и посадка на неподготовленных полосах, перевозка небольших грузов, работа в сельском хозяйстве, освоение Крайнего Севера, доставка пассажиров и грузов на территории Сибири, Дальнего Востока – всё это стало доступным благодаря этому самолёту.
  • В 1956 году советские самолётостроители совершили революцию в гражданском флоте – первыми в мире разработали реактивный лайнер Ту-104.
  • В 1959 году на регулярные рейсы вышел Ил-18 конструктора С. Ильюшина. Наступила эра, когда самолёты стали удобными и комфортными, появилось отопление салона, кухня и холодильники. Также в эти годы состоялся первый регулярный пассажирский рейс на самолёте Ту-114 А. Туполева из Москвы в Хабаровск. Ту-114 – советский турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт, который был рассчитан на 170 пассажиров, развивал скорость до 850 км в час, мог пролететь без посадки больше любого другого воздушного судна. На Ту-114 было установлено целых 32 рекорда мира.
  • В 1960 году открылся международный аэропорт Шереметьево.
  • В 1967 году начались полёты флагмана гражданской авиации – самолёта Ил-62, созданного конструкторским бюро С. В. Ильюшина. Новый самолёт пришёл на смену турбовинтовому ветерану Ту-114 и заменил Ил-18.
  • В 1968 году состоялся первый полёт самого массового самолёта отечественного производства Ту-154. Отечественный трехдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер с высотой полёта 11-12 км для авиалиний средней протяжённости был рассчитан на перевозку 152-180 пассажиров.
  • В 1975-1977 годах состоялись первые полёты Як-42 – первого советского пассажирского самолёта, оснащённого турбовентиляторными двигателями с высокой степенью двухконтурности. Началась эксплуатация самого массового советского пассажирского широкофюзеляжного самолёта Ил-86 и первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144.
  • В 1985 году Ан-124, разработанный в ОКБ Антонова, вернул СССР лидерство в тяжёлой транспортной авиации, лишив американский Lockheed C-5 Galaxy титула самого большого самолёта в мире.
  • В 1989 году самолёт Ан-225 «Мрия» совершил полёт с грузом 156,3 т и одновременно установил сразу 109 мировых авиационных рекордов. Вес самолёта составляет 250 т, длина – 84 м, а размах крыла – 88,4 м. Он создавался для перевозки компонентов ракетоносителей «Энергия» и космического корабля «Буран».
  • После распада СССР в 1991 году начался новый период в истории гражданской авиации – переход к рыночным отношениям. Началось развитие конкуренции, стали образовываться новые авиакомпании. В 1993 году вышел на линию первый отечественный дальнемагистральный широкофюзеляжный самолёт Ил-96-300, рассчитанный на 300 пассажиров. В историю мировой гражданской авиации он вошёл как самый безопасный пассажирский самолёт.
  • В  2004 году образовано Федеральное агентство воздушного транспорта «Росавиация». В 2006 году была сформирована «Государственная транспортная компания «Россия» на базе ФГУАП «Пулково», правопреемником которой стала авиакомпания «Россия». ГТК «Россия» преобразована в Открытое акционерное общество, а в дальнейшем в течение этого же года стала частью Группы Аэрофлот.
  • В 2011 году авиакомпании страны начали приобретать «Сухой Суперджет-100» – первый самолёт, который был разработан в России после распада СССР. Это ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт, предназначенный для перевозки от 87 до 108 пассажиров на дальность 3050 или 4600 км. Разработан компанией «Гражданские самолёты Сухого». По состоянию на декабрь 2022 года в парке самолётов авиакомпании «Россия» насчитывается 74 Superjet 100 – это самый большой парк самолётов отечественного производства в стране.
  • В 2020 году состоялся первый полёт перспективного среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолёта МС-21, оснащённого двигателями российского производства ПД-14. Программа семейства ближне-среднемагистральных самолётов МС-21 разрабатывается корпорацией «Иркут» совместно с входящим в её состав ОКБ Яковлева.

Вы можете подробнее почитать об отечественных авиаконструкторах в публикациях на нашем сайте:

1. Ильюшин С. В. – создатель крылатых шедевров

2. Легендарное конструкторское бюро «Туполев отмечает столетие

3. Павел Сухой – выдающийся авиаконструктор

Приглашаем посетить выставку «Крылья Родины» до 1 марта 2023 года в отделе естественно-научной и технической литературы (3-й этаж, каб. № 312).

 

Информацию подготовила М. В. Герасимова, главный библиотекарь отдела естественно-научной и технической литературы

Русский