7 февраля исполняется 545 лет со дня рождения Томаса Мора – философа, юриста, писателя-гуманиста, активного общественного деятеля. Он препятствовал распространению протестантской веры на английские земли, т. к. ему были чужды религиозные изменения эпохи Реформации. Отказавшись признать за Генрихом VIII статус главы английской церкви, он был казнён по Акту об измене. В XX веке (в 1935 году) Томаса Мора причислили к лику католических святых.
История Англии знает не так много людей, которых казнили за их убеждения. Томас Мор один из них. С тех пор имя общественного деятеля олицетворяет образ человека, отдавшего жизнь, но не изменившего своим убеждениям.
Наиболее известен Томас Мор произведением под названием «Утопия». В этой книге он, взяв в качестве примера вымышленное островное государство, изложил своё видение идеальной общественно-политической системы.
«Утопия» делится на две части, логически неотделимые друг от друга.
Первая часть произведения Мора – литературно-политический памфлет; здесь наиболее сильный момент – критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель, разорявшие крестьянство: «Овцы, – писал он, – поели людей». В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ.
Во второй части изложены гуманистические идеи Мора. Во главе государства Мор ставит «мудрого» монарха. В Утопии отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Это большой шаг вперёд, так как у предыдущих социалистических писателей социализм носил потребительский характер. В Утопии труд является обязательным для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе — влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора. В Утопии господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Мор ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых отношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией
Распределение продуктов в Утопии ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Осуществляется принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» без всякого участия государственной власти, ставшей излишней.
Государственный строй Утопии, несмотря на наличие короля, – полная демократия: все должности – выборные и могут быть заняты кем угодно, но, как и подобает гуманисту, Мор отводит интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа построена на соединении теории и производственной практики.
Ко всем религиям в Утопии отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишают права гражданства.
Итак, основные черты утопического государства Томаса Мора:
- Утопия (идеальная страна) – своеобразная федерация из 54 городов.
- Устройство и управление каждого из городов одинаковы, но главным является центральный город, в котором расположен сенат.
- Должностные лица в Утопии выборные. Князь избирается из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчёты.
Вы не замечаете сходства с современным устройством общества? Несомненно! В этом и состоит гениальная прозорливость Томаса Мора, несмотря на то, что речь идёт об утопическом государстве!
Кроме того, в произведении можно найти следующие моменты:
- В городе каждая семья занимается определённым ремеслом (разрешён переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи».
- Основная причина всех пороков и бедствий – это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями. Поэтому в Утопии нет частной собственности, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны. А значит, утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.
- Утопийцы против войны. Не желая, однако, обнаружить в случае необходимости свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках. Иногда для войны используются наёмники.
И это всё было написано в XVI веке! Недаром книга сохранила своё значение до нашего времени. Это не только талантливый роман, но и гениальное по своему замыслу изложение социалистической мысли.
Литературные источники «Утопии» – сочинения Платона («Государство», «Критий», «Тимей»), романы-путешествия XVI века, в частности «Четыре плавания» Америго Веспуччи, произведения Чосера, Ленгленда и политические баллады.
Мор назвал свой труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
Если вы заинтересовались трудом Томаса Мора, то вы сможете найти его в фонде центра чтения. Взять и прочитать!
Материал подготовлен главным библиотекарем центра чтения Ю. В. Кулалаевой.
- 2402 просмотра