Почётное звание «Заслуженный деятель искусств» было установлено в нашей стране в 1928 году, и первым из художников его получил И. Э. Грабарь (1871-1960) – замечательный живописец, реставратор, организатор Общества по охране памятников старины, музейный деятель.
Свои силы в области пейзажа И. Грабарь начал пробовать ещё в конце 1880-х годов, когда им была написана картина «Крыша со снегом» (1889). Это полотно предвосхитило собой одну из основных тем художника – тему русской зимы, русских снегов и особенно мотива инея. В своей книге «Моя жизнь» он писал: «Немного на свете таких потрясающих моментов, как солнечный день инея, когда цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». Игорь Грабарь писал иней на протяжении всей своей жизни и «на всякие лады» - разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в пасмурный день. Делалось это в виде маленьких цветных набросков, так как на холоде краска быстро застывала. А в мастерской эти наброски превращались в художественные композиции. И. Грабарь открыл ещё одну особенность инея – его мимолётность, которая заставляет особенно спешить с работой, чтобы уловить минуты быстротечной красоты.
В 1905 году он создал прекрасный зимний пейзаж «Иней», написанный в стиле русского импрессионизма. Однажды, будучи в имении Титово Тульской губернии, принадлежавшем его тёте, ему открылось фантастическое зрелище, которое он назвал «сказкой». Тёмные подножия светлых стволов утопают в рыхлом снегу. Заманчиво меловеют дали, и кое-где среди снежного великолепия сплетающихся крон проглядывает голубое небо. Берёзы, образующие подобие эффектных кулис, клонят вниз отягощённые инеем ветви. Иней заставляет художника ввести элемент графичности. Ажурные ветви берёз не столько написаны, сколько «нарисованы» короткими ударами кисти художника. Вибрирующие, мерцающие мазки создают ощущение игры солнечных потоков. «Бриллиантовые кружева на бирюзовой эмали неба» - такое определение мог дать только художник. Он улавливает тончайшие отзвуки небесной синевы в голубых тенях на снегу. Пластический «ключ» пейзажного мотива Грабарь нашёл в сопоставлении плотной колючей зелени молодых елей и прозрачной лёгкости берёз, словно вырастающих из еловых зарослей и растворяющихся своими розоватыми кронами в синем просторе.
На картине «Иней» Игорь Грабарь прекрасно передал невероятное ощущение нежности и воздушности этого скованного холодом состояния природы. Кажется почти чудом, насколько полно живописцу удалось изобразить на холсте эту чарующую сказку русской зимы.
Выставка работает до 31 марта 2023 г.
Куратор выставки: отдел литературы по искусству (2-й этаж, каб. № 212)
- 1042 просмотра