ЖУРНАЛЬНАЯ ПАНОРАМА. Глянцевые агитаторы

22.12.2022 | 395 просмотра(ов)

Отдел периодических изданий в своём масштабном проекте «Журнальная панорама» представляет новую тематическую подборку, посвящённую глянцевым журналам. Подобные издания рассчитаны на массового читателя, они радуют глаз и создают иллюзию вечного праздника…

Начало 1990-х – не только период распада СССР и рождения нового государства, но и яркий символ гласности и свободы слова. Именно в 90-х и начале нулевых в России как грибы после дождя «выросли» новые СМИ – стали широко развиваться коммерческая журналистика, реклама, бульварная («жёлтая») пресса. В 2003 году, по данным Министерства по делам печати, телевидения и радиовещания РФ, было зарегистрировано свыше 41 тысячи печатных СМИ, в т.ч. около 24 тысяч газет, 14,5 тысяч журналов, 3 тысячи альманахов, сборников, бюллетеней и магнитных носителей. В современной России издается почти 7 тысяч журналов. Ежегодно появляются в среднем 350 новых изданий.

К середине 1990-х годов традиционные для российского медиарынка «толстые» общественно-политические, литературные, научно-популярные ежемесячные журналы («Новый мир», «Юность», «Знамя», «Октябрь», «Наука и жизнь») перестали определять лицо отечественной журнальной периодики, уступив лидирующие позиции «бульварным», рекламным и «глянцевым» ежемесячным и еженедельным изданиям.

Глянцевые журналы – это издания с лакированной обложкой и множеством фотографий. Основой этих журналов является гламур, т. е. изысканность, блеск, что особенно привлекает внимание читателя. Популярность этого типа изданий была обусловлена тем, что потенциальному читателю, уставшему от политики и экономических проблем, нужна была эмоциональная отдушина.  Глянцевые журналы провозглашали тренды и диктовали моду: что слушать и смотреть, как одеваться, чем питаться, где отдыхать, во что играть. Именно они в «доинтернетную» эпоху были главными источниками скандальных новостей и сплетен.

Глянцевые журналы, безусловно, не являются главным источником информации о мире и высшим авторитетом для читателя. Однако они представляют важный пласт массовой культуры наряду с интернет-изданиями и популярной литературой.

Особенность подобного рода изданий заключается в том, что они не только рекламируют товар или моду, но и формируют стиль жизни своих читателей и их потребность в товарах и услугах, рекламируемых на своих страницах. Глянец помогает людям уйти от надоевшей повседневности, окунает в мечты о статусе или, по крайней мере, о статусных вещах.

Рекламные газеты и журналы также завоевали довольно прочные позиции на рынке массовых периодических изданий. Количество их по России неуклонно растёт.

 Глянцевые журналы давно стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мир глянца настолько разнообразен, что каждый может найти издание на свой вкус: от домохозяек до автомобилистов. Глянец выступает для читателя в роли путеводителя или наставника, определяющего интересы и убеждения. Фотографии, сделанные известными фотографами и напечатанные на бумаге высокого качества, демонстрируют жизнь, к которой надо стремиться, а размещенный рядом текст как бы подсказывает, как стать успешным жителем современного мегаполиса. Конечно, эта картинка привлекает, но необходимо помнить, что наивысшие ценности любого цивилизованного общества заключаются, прежде всего, в его духовном развитии.

 

Материал подготовлен С. Д. Шакировой, заведующей отделом периодических изданий

Русский