«О счастливом, удачливом человеке говорят, что он родился в рубашке. А если у кого с малых лет судьба не заладилась, если он чуть ли не с пеленок работал в поле и не ел ничего, кроме хлеба из лебеды да картошки – как про такого сказать? В лаптях родился?»
Так начинается статья Валерия Кузьминых «Я «родилась» в лаптях» в газете «Марийская правда» за 12 января 2010 года. Речь шла о замечательной женщине, прожившей трудную жизнь и уже в зрелом возрасте вернувшейся к полузабытому народному промыслу – плетению лаптей. Новая волна интереса к народным ремёслам в Год культурного наследия переводит эту статью из разряда «старых новостей» в актуальную публикацию сегодняшнего дня.
Лапти на Руси, равно как и в других странах Восточной Европы, – самая древняя обувь. Их носили с незапамятных времен вплоть до середины XX века главным образом крестьяне. Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крестьян были недоступны. Иногда не гнушались ходить в лаптях и состоятельные люди. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.
Широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих, прежде всего, от сырья, использованного в работе. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, наиболее распространенные и в нашем регионе. С лаптями связана вся жизнь и нашей героини, Софьи Кирилловны:
«Другой обуви, кроме лаптей, мы не знали. В лыке бегали в школу, ходили в лес. В поле пойдешь – лапти похуже надеваешь, гулять за деревню – выбираешь поновее. Молодые ведь были – как ни уставали на работе, а погулять хотелось. Когда на лугах начинался сенокос, работать выезжали всей деревней. Прекрасная была пора. Одежды надевали только домотканые, белые, на ногах все те же лыковые обувки. Женщины гребли сено и пели. Для меня сенокос навсегда останется праздником. Я ведь и замуж выходила в лаптях: сама плела, чтобы без малейшего изъяна получилось».
Сегодня лапти можно причислить к вещам ушедшего века. По улицам в них никто не ходит. Между тем древнее ремесло забывать не стоит. Когда наступило время возрождения традиционных ремесел, Софья Кирилловна «нашла в чулане старый кочедык. Инструмент пролежал без дела много лет, но едва оказался в ладони 75-летней женщины, мигом «вспомнил» все движения. Строчка за строчкой – и получилась обувка из прошлого тысячелетия.
Софья Кирилловна мастерит лапти для туристов, путешествующих по Волге. Заказывают ей обувь и из Йошкар-Олы. Впрок не плетет: только под заказ. Надо 30 пар – посидит месяц и сделает. Лапти получаются «концертные» – не придерешься ни к одному стежку! Женские отличаются от мужских не только размером, но и кокетливой лыковой косичкой у носка».
Особая тема – заготовка сырья. Снимали лыко с липы специальным деревянным инструментом (пырком), оставляя совершенно голый ствол (отсюда, видимо, и известное выражение «ободрать как липку»). Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки. В нашей статье читаем:
«Лыко женщина заготавливает сама: кончается материал – берет легкий топорик и шагает за деревню. На поле, которое она в детстве пахала, теперь растет лес, а с него можно обуть целый город».
Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. О скорости плетения лаптей различные источники говорят по-разному: от двух до десяти пар в день. Софья Кирилловна работать не торопится, на пару у неё уходит день.
Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и, как уже говорилось, костяной или железный крючок – кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Связать петли старались так, чтобы они не кривили лаптя и не трудили ноги на одну сторону. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.
Приходите в Национальную библиотеку имени С. Г. Чавайна, следите за новостями на сайте библиотеки, читайте старые подшивки «Марийской правды», смастерите для новогодней ёлки оригинальную игрушку в виде лаптей, будьте здоровы и счастливы!
Материал подготовила О. А. Севрюгина, главный хранитель фондов
- 617 просмотров