Сегодня есть отличный повод заглянуть в эпоху Возрождения. Эпоху красоты и разума. Эпоху расцвета гуманизма. Эпоху великих географических открытий и нового дыхания в литературе. Потому что юбиляр сегодняшнего дня (460 лет со дня рождения!) – великий испанский драматург ФЕЛИКС ЛОПЕ ДЕ ВЕГА.
Признаюсь, его комедия «Собака на сене» (в переводе М.Лозинского) и одноименный фильм Яна Фрида, премьера которого состоялась 1 января 1978 года, – это моя (да и не только, разумеется, моя!) большая любовь! Первая книга, которую я взяла с полки абонемента в свой первый рабочий день в библиотеке, была томом из собрания сочинений именно этого драматурга именно с этой пьесой. Похвастаюсь: до сих пор помню все диалоги из фильма наизусть! Потому что они – блестящие!!! И – блестяще разыграны в телепостановке Яна Фрида гениальными (под стать тексту!) Маргаритой Тереховой, Михаилом Боярским, Арменом Джигарханяном, Николаем Караченцовым, Еленой Прокловой…
Феликс Лопе де Вега родился так давно (25 ноября 1562 года в Мадриде), что, повествуя о его жизни, мы должны понимать: достоверность биографии гениального испанца не может быть абсолютной. Правдивость любого жизнеописания, даже если речь идет о наших современниках, – вещь относительная. Ну, а уж если с рождения личности прошли века, то мы должны быть готовы к тому, что пыль этих веков хорошо припудрила (а то и покрыла толстым слоем!) жизненные реалии. И далекое прошлое подернулось розовой дымкой… А, значит, в жизнеописаниях великого человека появилось множество легенд и мифов, придающих личности и событиям вокруг этой личности пикантность и исторический колорит.
Итак. Что нам известно более-менее точно?! Биографы испанского драматурга сообщают: родитель будущего сочинителя пьес был… золотошвеем, а, значит, человеком с хорошим вкусом и художественными талантами.
Отцом он тоже был неплохим, раз постарался дать сыну хорошее образование.
И сын не подвёл. Все науки он впитывал, как губка, особо проявляя способности к изучению языков и литературы. В 5 лет мальчик уже читал на испанском и латыни, пытался сочинять стихи. В 10 лет он перевел поэму Клавдиана «Похищение Прозерпины», причем все мысли, чувства и эмоции римского поэта IV века (весьма и весьма, заметим, эротические) были переданы десятилетним (!) ребёнком очень точно. А в 13лет он уже сочинил свою первую комедию.
В 14 лет Феликс и его друзья-товарищи раздобыли клячу и отправились совершать рыцарские подвиги. Побродяжничали они недолго – беглецов быстро задержали и отправили по домам.
В общем, жизнь гения, начиная с самого детства, была довольно бурной.
Получив очень хорошее образование у иезуитов, Лопе де Вега поступил в университет. Только вот закончить его так и не удалось. Будущего классика испанской литературы бросила возлюбленная (естественно, ради более богатого). Поэт «по горячим следам» написал несколько едких сатирических эпиграмм. За сатиру он попал под суд с формулировкой «за клевету» и был надолго изгнан из Мадрида.
Однако довольно скоро Лопе де Вега тайно вернулся в столицу, женился на новой возлюбленной и, не успев насладиться радостями семейной жизни, ушел в военный поход на боевом корабле той самой испанской «Непобедимой армады», радость от разгрома которой наблюдал на своем туманном альбионском берегу его современник Уильям Шекспир. Помним, что испанский флот потерпел сокрушительное поражение от английской эскадры под командованием сэра Фрэнсиса Дрейка в знаменитом Гравелинском сражении.
Вернувшись после поражения «Армады» на родину, Лопе де Вега осел в Валенсии и начал творить. Во многих литературоведческих материалах приводятся слова первого его биографа о том, что мастером было написано около 2000 пьес. Сам же драматург озвучивал чуть более скромную цифру – 1500. До наших дней дошло «всего» (!) чуть более 800 названий пьес, а количество текстов еще меньше – 426.
Писал Лопе де Вега на удивление быстро, тратя на каждую пьесу не более трех суток. И, говорят, совершенно не заботился о сохранности своих творений. Бывало, во время работы, за спиной у него стояли актеры, нетерпеливо выхватывали листы с не высохшими ещё чернилами и спешили на репетицию. Исследователи отмечают, что «следы подобной торопливости в некоторых произведениях весьма заметны, но сила таланта неизменно видна ещё больше».
В те времена театральные труппы существовали недолго, распадались часто и быстро, но драматург, потеряв одних творческих клиентов, продолжал писать для множества других.
В мастерстве придумывать сюжеты, строить занимательную интригу, сочинять легкие, афористичные и остроумные диалоги он не знал себе равных.
В его литературных шедеврах – мощная фантазия, кипение страстей, быт и нравы всех сословий тогдашней Испании. И в них – всё как в жизни: в сюжеты вторгаются исторические события и современная писателю политика, комическое переплетается с трагическим, страсть – с ненавистью, любовь борется с сословными предрассудками…
И что характерно: классовые различия теряют в произведениях драматурга свою силу перед всепобеждающей магией любви. Именно это и происходит в нашей любимой «Собаке на сене», где молодая знатная дворянка, графиня Диана де Бельфлор, влюбляется в простолюдина, своего секретаря Теодоро. Зритель на протяжении всего действа наблюдает ожесточенную борьбу любви и сословной спеси. Побеждает любовь. Правда, формальные приличия при этом все-таки соблюдены.
Судьба Лопе де Вега, полная любовных приключений и жизненных драм, чем-то напоминает его собственные остросюжетные произведения. О любвеобильности выдающегося представителя «золотого века Испании» складывали легенды. Эту слабость к прекрасному полу современники и потомки давно уже простили великому драматургу. Скорее всего, без любовных приключений не было бы и его литературных шедевров.
Писатель трижды был женат и трижды становился вдовцом. Пережил смерть своих детей. Испытал серьезный духовный кризис, в результате которого стал доверенным лицом инквизиции. И он же, несмотря на все трагические сложности, вдохнул новую жизнь в испанскую литературу. До сих пор на мировых сценах идут его «Учитель танцев», «Собака на сене», «Валенсианская вдова»…
Любопытный факт: есть у Лопе де Вега драма о событиях российской истории. «Великий князь Московский или Преследуемый Император» – первое произведение в мировой литературе о печально известном самозванце, о Лжедмитрии. Правда, написано оно, по мнению исследователей, исторически неверно и отражает мнение папского престола.
По нашим наблюдениям, любителей читать драматические тексты среди абонентов Центра чтения не очень много. Большинство предпочитает в подобных случаях быть не читателями, а зрителями театральных постановок, телеспектаклей или экранизаций. Радиоспектакли – тоже неплохо.
И все же есть люди, которые не оставляют без внимания этот специфический, не очень легкий для восприятия род литературы. Чаще всего за сборниками пьес в библиотеку приходят специалисты, ответственные за подбор репертуара для местных театров. Но есть и любящие драму читатели. Они не ищут легких путей. Они предпочитают составить собственное мнение о драматическом произведении, попытаться самостоятельно (мысленно!) осуществить постановку и, может быть даже, подобрать на роли актеров… Честь и хвала таким читателям!
Попробуйте и вы! Это может оказаться очень интересно! А начать рекомендуем с комедий Лопе де Вега!
На фото: Нам повезло. Оказалось, что впервые пришедшая в библиотеку студентка I курса музыкального училища Анастасия Рыбакова, любящая именно бумажные книги, охотно читает и драматические произведения. Она предпочитает русскую классическую драматургию, а также пьесы Вампилова, Володина, Арбузова… С произведениями испанского драматурга юная читательница пока не знакома. По нашей рекомендации, она изъявила желание почитать его пьесы.
Добро пожаловать в Центр чтения!
Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.
- 855 просмотров