СНИМАЕТСЯ КИНО! «Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ»

15.11.2022 | 1170 просмотра(ов)

В рубрике «Снимается кино!» предлагаем вашему вниманию рассказы об истории создания легендарных фильмов разных жанров, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Вы узнаете интересные факты о том, как снимались фильмы, о режиссёрских и актёрских открытиях, о судьбах многих из них, забытых в наше время, а также, какие киноляпы не были замечены зрителями.

При подготовке были использованы материалы из фондов Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна и открытых источников.

Идея снять этот замечательный фильм целиком принадлежит Геннадию Шпаликову. Режиссёр Георгий Данелия вспоминал: «Мне позвонил Геннадий Шпаликов, поэт, писатель, тогда самый молодой сценарист Советского Союза. И сказал, что у него есть прекрасный сценарий. Пришёл и рассказал: вот идёт дождь, шагает девушка босиком. А её нагнал велосипедист, у него в руках зонтик. И вот так они движутся по улице… А дальше? Ну, а дальше, говорит, придумаем чего-нибудь. Вот так мы и начали к этому додумывать».

«Я шагаю по Москве» снимался на киностудии «Мосфильм» в 1963- 1964 годах. Основу киноповествования составили события, происходившие в течение одного дня с молодым метростроевцем Колькой и его друзьями: призывником и молодожёном Сашей, продавщицей отдела грампластинок ГУМа Алёной, а также новым знакомым, сибирским монтажником Володей Ермаковым. Тот приехал в Москву, чтобы встретиться с писателем, редактором журнала «Юность», в котором напечатали его первый рассказ. После ночной смены Коле никак не удаётся поспать, столько хлопот и событий происходит, и так всё интересно: то вора ловить, то прохожих гипнотизировать, то к знаменитому писателю идти, то друга Сашку с невестой мирить и ещё много всего.

Весь май и июнь 1963 года шли поиски натуры в Москве и пробы актёров. Быстрее всех нашли на роль главного героя Колю – Никиту Михалкова, студента театрального училища имени Щукина. Для него это была первая большая работа в кино. Предполагалось, что Алёну сыграет юная Наталья Селезнёва. Она очень старательно выполняла все задания режиссёра, но когда ассистент привела на студию Галину Польских, худсовет проголосовал за неё. Молодого сибирского монтажника и начинающего писателя Володю сыграл актёр столичного театра имени А. С. Пушкина Алексей Локтев. А вот на роль друга Коли Сашу уже был подобран актёр, его даже успели побрить наголо для роли. Но, когда Данелия встретил в коридоре студии студента Евгения Стеблова, пытавшегося на лето найти какую-нибудь подработку, он понял, что Стеблов больше подходит для этого образа. Все эти молодые актёры по праву считали фильм «Я шагаю по Москве» удачным стартом своей кинокарьеры. «Для меня эта картина была как сон золотой, - вспоминал Никита Михалков. – Мы её спели, как песню. Ни труда я не чувствовал, ни тяжести. Мы приходили, шутили и потом уходили – оказалось, что съёмочный день закончился. То есть, как спелась эта картина, так она и получилась». А Евгений Стеблов отмечал: «Это один из первых, а, может быть, даже первый фильм-настроение. Этим объясняется его же участь. То, что в нём нет никакого уж такого занимательного сюжета, в нём нет никакой социальной линии…» По этому поводу Данелии и Шпаликову во время обсуждения сценария было сделано замечание, что уж больно всё в фильме гладко и хорошо. И тогда был придуман эпизод с недовольным всем полотёром, выдававшим себя за писателя. Эту эпизодическую роль блестяще сыграл Владимир Басов.

Декорации фильма – вся Москва. Оператор Вадим Юсов снял Москву свободно, подвижно и очень выразительно. Московед Татьяна Воронцова писала: «Я шагаю по Москве» - прекрасная ода позднехрущёвской Москве. Столица в фильме одновременно и уютная, и динамичная, и лиричная, и старомодная». В картине можно увидеть улицы, парки, здания, станции метро, большинство из которых изменились до неузнаваемости. Зритель побывает и в знаменитом ГУМе (Государственный универсальный магазин). Кстати, долгое время ГУМ не был лишь только магазином, там размещались самые разные конторы и даже коммуналки. Забавные приключения происходят с героями в парке Горького. Это главное место проведения культурного досуга москвичей. Большой популярностью пользовался Зелёный театр, где проходили концерты и конкурсы, а танцпол в парке считался главным местом московских стиляг.

Но самая неожиданная картинка для нас, сегодняшних, - это проезжая Красная площадь. Уже мало кто помнит, что главная площадь страны была активной городской магистралью со скоростным движением. Там была нанесена дорожная разметка, ездил общественный транспорт и автомобили. Но со временем количество машин увеличивалось, из-за чего износ площади становился всё больше. Одновременно возрастал статус Красной площади как главной достопримечательности Москвы. Поэтому в 1960-е годы общественный транспорт оттуда постепенно начали выводить, а потом Красную площадь окончательно перекрыли для автомобильного транспорта. Особые трудности возникли у съёмочной группы, когда надо было запечатлеть Москву с высоты птичьего полёта и под землёй. В подземке снимать приходилось по ночам, предварительно договариваясь с руководством Московского метрополитена, а общие планы столичных улиц и площадей снимали с крыш высотных зданий, куда было в то время пробраться довольно сложно из-за охраны. Г. Данелия впоследствии признавался: «Сейчас мне понятно, что этот фильм о моей любви к Москве. Я москвич, я здесь провёл детство, юность, зрелость. Здесь прошла моя жизнь».

И ещё фильм запомнился замечательной музыкой композитора Андрея Петрова. Это была его первая работа в кино. Нужна была песня, а текста всё не было. Данелия нервничал и подгонял Геннадия Шпаликова, который всё тянул со словами. Они пришли внезапно прямо на съёмках. Худсовет одобрил песню, но потребовал внести поправки в следующие строки: «Над лодкой белый парус распущу. Пока не знаю где…», заявив, что никаких «не знаю где» в советской песне быть не может, мало ли, герой песни собирается на этой самой лодке рвануть в Израиль или США. И тогда Шпаликову пришлось заменить строчку на «пока не знаю с кем». ( Данелия шутил: «Совсем хорошо стало. Не знает Колька, с кем он – с ЦРУ или с Моссадом»). Песня стала знаковой и определила светлую и праздничную стилистику картины.

По поводу жанра у Госкино после просмотра возник вопрос: «Если это комедия, то почему не смешно?» Режиссёр ответил, что это лирическая комедия. Специалисты от кино указали: «Тогда и напишите, что это лирическая». Так возник новый жанр – лирическая комедия с динамичным сюжетом, рассказывающим о юности, дружбе, любви, верности и поиске себя. Фильм «Я шагаю по Москве» с восторгом был встречен зрителями. И сама лента, и прозвучавшая одноимённая песня в исполнении Никиты Михалкова, стали символами поколения «шестидесятников», жившего в атмосфере эпохи, вошедшей в историю как хрущёвская «оттепель».

«Слишком оптимистический фильм», - критиковали тогда картину. Но именно за этот оптимизм до сих пор и любят этот фильм.

 

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

Русский