Главная библиотека Марий Эл приглашает вас, дорогие посетители, жители города и республики, в лекторий «Гуманитарные беседы». А для юного поколения предоставляется возможность посетить эти лекции по «Пушкинской карте» (Национальная библиотека, как и полагается флагману библиотечной деятельности в регионе, первой из библиотек республики стала участницей этой программы)
Литература, искусство (в том числе и прикладное), история, кинематограф – вот неполный перечень территорий, куда мы вместе с вами откроем доступ.
Вы удивитесь тому, как много знаете! А узнаете ещё больше! «Гуманитарные беседы» – это реальная возможность прикоснуться к неисчерпаемым культурным богатствам, которые веками вырабатывало человечество. Вместе мы начнём попытки освоения этого культурного слоя небывалого масштаба.
Ум, как нам кажется, – понятие вполне гуманитарное. Умный, начитанный собеседник, тонко чувствующий искусство и литературу, к тому же отлично знающий историческую подоплёку многих культурных событий, – это настоящий подарок судьбы. Мы с вами можем запросто стать такими «подарками»!
Если посещать «Гуманитарные беседы» достаточно регулярно, то результаты не заставят себя ждать: значительно пополнится интеллектуальный багаж, обогатятся внутренний мир и речь, разовьётся вкус, выпестуется душа!
Каждую беседу мы сопроводили специально подготовленным слайд-шоу, которое содержит богатый иллюстративный ряд по теме лекции. На «Гуманитарных беседах» не будет скучно! Живое неформальное общение гарантировано!
А приятным и внушительным бонусом к популярным лекциям и гуманитарным беседам станет весь полуторамиллионный книжный фонд Национальной библиотеки, который мы будем счастливы предложить вашему вниманию!
Представим несколько лекций «Гуманитарных бесед» (а всего их на данный момент 28).
«ЭТОТ ИЗЫСКАННЫЙ И НЕПОСТИЖИМЫЙ МОДЕРН…» (культура «серебряного» века) – посвящена самому изысканному, загадочному и элегантному в истории человечества художественному стилю, который господствовал в России (да и во всём остальном цивилизованном мире) в конце 19 – начале 20 веков. Лекция знакомит с эстетикой и философией русского модерна, рассказывает об иконографии стиля и его популярности, поднимает весь культурный пласт того времени: живопись и графика (Серов, Врубель, Бакст, Лансере, Борисов-Мусатов, Головин, Сомов, Бенуа и др.), архитектура (Шехтель, Хренов, Кекушев, Гиршович, Голецкий и др.), скульптура, прикладное искусство, ювелирное искусство, поэзия и проза (Блок, Северянин, Бальмонт, Набоков, Сологуб, Иванов, Волошин), и самое главное: даёт слушателям возможность почувствовать утончённую, завораживающую, непостижимую атмосферу эпохи «серебряного века».
«ЛЕОНАРДО. ГЕНИЙ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА». Загадочный, легендарный Леонардо… Даже для своего титанического времени он был необыкновенным человеком, гением, многогранной индивидуальностью. Он намного опередил свой век, заглянул далеко вперёд, предвосхитил многие открытия последующих веков. Его мощный ум постоянно жаждал познания, его мысль непрерывно пульсировала, генерируя новые и новые идеи. Ему было интересно всё: архитектура, геология, математика, гидравлика, ботаника, астрономия, живопись, скульптура, анатомия, музыка, литература, философия…
Лекция рассказывает о Леонардо да Винчи в первую очередь как о гениальном художнике, представляя практически все сохранившиеся до нашего времени живописные и графические работы Великого Мастера.
«ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ: ГРАНИ ОБРАЗА» (образ русской императрицы в литературе и живописи). Листая многочисленные альбомы по искусству, мы часто встречаем портреты русских императриц. Их лица таинственны и непроницаемы. Парадные портреты держат зрителя на расстоянии, не позволяя заглянуть в душу изображённого человека. Но за глянцевыми портретами читаются удивительные романтические и драматические судьбы женщин, по воле рока оказавшихся на русском престоле.
О личности великой русской императрицы Екатерины Второй и о времени её правления мы знаем немало. Но в лекции она освещается с не совсем обычного ракурса. Мы расскажем не столько о личности царственной женщины, сколько о том, как она сознательно и весьма тщательно работала над созданием собственного образа (имиджа), и как этот образ отразился в произведениях литературы и искусства 18-19 веков.
Слайд-шоу к этой лекции включает живописные и графические портреты русской императрицы, документы эпохи, воспоминания современников, а также фрагменты литературных произведений Державина, Богдановича, Жуковского, Пушкина, Рылеева, Гоголя.
«СТРАНА ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА: ПРИНЦИПЫ КРАСОТЫ ПО-ЯПОНСКИ». Все знают, как звучит хлопок двумя ладонями. А как звучит хлопок одной ладонью? Слушатели лекции поймут это, когда познакомятся с четырьмя основными принципами (мерами) красоты по-японски: саби, ваби, сибуй и югэн. А ещё они узнают, какие «меры красоты» используются при создании сада камней, при проведении ритуального чаепития, при написании изысканных японских трёхстиший…
Также в лекции говорится о классическом японском искусстве бонсай, оригами, икебане, о традиционном японском театре Но, Кабуки и Бунраку, об изысканной и неторопливой чайной церемонии, о национальных японских праздниках Хинамацури (праздник кукол), Такоагэ (праздник воздушных змеев), Юки Мацури (снежный фестиваль), Ханами (праздник любования цветами), Цукими (праздник любования луной)…
Лекция проиллюстрирована работами средневековых японских художников, представленными в слайд-шоу.
«ВЕСЬ МИР – В ТРЁХ СТРОЧКАХ…» (классическая японская поэзия хайку).
Эта лекция является логическим продолжением предыдущей и погружает зрителя в утончённую атмосферу классической японской поэзии хокку.
Японские трёхстишия – это, прежде всего, мастерство художника слова сказать многое в немногих словах, умение на очень маленьком поэтическом пространстве в три строчки создать целый мир. Миниатюрные японские стихи вмещают в себя всю природу страны, весь уклад её жизни, все обычаи, праздники, верования...
Лекция знакомит с творчеством гениальных средневековых поэтов, чьи имена известны сегодня всему миру: Мацуо Басе, Еса Бусон, Кобаяси Исса, Масаока Сики. Именно их глазами и глазами средневековых японских художников слушатели лекции увидят лепестки вишен, снега Фудзи, отблеск луны, полёт стрекозы…
«ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ГРИГОРИЯ ОСТЕРА». Разговор о творчестве замечательного детского писателя Григория Остера – это хороший повод разобраться в детской психологии. А заодно попытаться выяснить весьма оригинальные философские и педагогические воззрения автора «Вредных советов» и других блистательных детских книг, которые с превеликим удовольствием читают не только дети, но и взрослые.
Вместе с Остером мы сделаем поразительные педагогические «открытия»: оказывается, «все взрослые произошли от детей». Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Или: «родители не обязаны быть всё время серьёзными, занимаясь воспитанием своих чад».
Лекция предлагает окунуться в весёлый, парадоксальный, остроумный мир произведений Остера («Котёнок по имени Гав», «38 попугаев», «Петька-микроб», «Сказка с подробностями») и сделать ещё много других достойных открытий в области педагогики.
«ВЕЛИЧАЙШИЕ СКАЗОЧНИКИ МИРА» (развитие жанра литературной сказки) – в лекции раскрывается история развития жанра авторской сказки в мировой литературе. Мы задались целью показать, каким образом в каждой из стран мира зарождалось явление литературной сказки, с чьими именами было связано, в каком направлении оно развивалось.
В центре нашего внимания окажутся Шарль Перро и его «Сказки Матушки Гусыни», Жорж Санд и её «Бабушкины сказки», «Детские и домашние сказки» братьев Гримм, фантастические сказки Гофмана, новаторские для своего времени сказки Вильгельма Гауфа…
«ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ». Цикл из трёх лекций:
- Литература веры, пользы и факта (древнерусская литература).
- Век «строгий и игривый» (русская литература 18 века).
- Великая русская литература 19 века.
Здесь рассказываем об особенности русской литературы на каждом из этапов её развития, сравниваем пути становления отечественной литературы с развитием литературы на западе. Рассматривая древний этап русской литературы, мы акцентируем внимание на таких её особенностях, как религиозность, полезность, анонимность, документальность, отсутствие развлекательных моментов.
Очень интересные процессы происходили в литературе 18 века. Мы подробно рассказываем о литературной борьбе за высочайшее звание «отца-основателя русской словесности», в которой изначально участвовали три русских литератора, и которая, как нам хорошо известно, закончилась полной и окончательной победой Ломоносова.
Рассказывая о процессах, происходящих в русской литературе 19 века, мы объясняем, почему, каким образом и какими усилиями русская поэзия вытребовала себе право «давать уроки царям», а русская проза, выбрав в первой трети 19 века особый, отличный от западной прозы путь, развилась в результате в классический русский роман, получивший мировую славу.
«ПОЭТ В РОССИИ – БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ…» (трагические судьбы русских поэтов).
Русской поэзии, впрочем, как и всей русской литературе в целом, изначально была уготована совершенно иная судьба, нежели литературе западной. Практически с первых же шагов своего существования отечественная литература вступила с государственной властью в борьбу за право определять характер задач, стоящих перед державой, и предлагать пути их решения. «Давать уроки царям» – в этом сверхвысокий социальный и культурный статус русской литературы. С тех пор так и повелось, что в России поэзия «больше, чем поэзия», а поэт – «больше, чем поэт». И жизнь его по определению не может быть тихой, благополучной, лишённой страданий и мучительных раздумий о судьбах родины.
В этой лекции рассказываем о трагических судьбах русских поэтов 18-20 веков, которые никого не оставят равнодушным.
Лекторий «Гуманитарные беседы» приготовил для вас ещё много «открытий чудных». Приходите к нам, узнавайте новое, расширяйте свой кругозор и повышайте эрудицию. Подробнее о лектории и его темах вы можете узнать здесь
Материал подготовила главный библиотекарь центра чтения И. Н. Нагибнева
- 794 просмотра