«Найдется ли еще один такой художник, жизнь и слава которого сияли бы таким ярким солнечным блеском, художник, которого весь мир в своем восторженном поклонении признал бы королём всех художников».
Ф. Лист
27 октября исполняется 240 лет Никколо Паганини (1782-1840) – гениальному итальянскому скрипачу-виртуозу и композитору, ярчайшему представителю романтизма в музыке.
Для современников он казался загадкой, феноменом. Одни считали его гением, другие – шарлатаном; имя его еще при жизни начало обрастать различными фантастическими легендами. Немало тому способствовала его «демоническая» внешность и романтические эпизоды биографии, связанные с именами многих знатных женщин.
В Италии, в муниципалитете Генуи хранится скрипка Паганини, которую он завещал своему родному городу. На ней раз в год, по установленной традиции, играют самые известные скрипачи мира. Паганини называл скрипку «моя пушка» — так музыкант выражал свое участие в национально-освободительном движении Италии, развернувшемся в первой трети XIX в. Неистовое, бунтарское искусство скрипача поднимало патриотические настроения итальянцев, призывало их к борьбе против социального бесправия. За сочувствие движению карбонариев и антиклерикальные высказывания Паганини был прозван «генуэзским якобинцем» и преследовался католическим духовенством. Его концерты нередко запрещались полицией, под надзором которой он находился.
Паганини родился в семье мелкого торговца. С четырех лет мандолина, скрипка и гитара стали спутниками жизни музыканта. Учителями будущего композитора сначала был отец - большой любитель музыки, а затем Дж. Коста — скрипач собора Сан-Лоренцо. Первый концерт Паганини состоялся, когда ему было 11 лет. Среди исполняемых сочинений в нём прозвучали и собственные вариации юного музыканта на тему французской революционной песни «Карманьола».
Очень скоро имя Паганини приобрело широкую известность. Он концертировал по Северной Италии, с 1801 по 1804 г. жил в Тоскане. Именно к этому периоду относится создание знаменитых каприсов для скрипки соло. В расцвете своей исполнительской славы Паганини на несколько лет сменил концертную деятельность на придворную службу в Лукке (1805-1808), после которой вновь и окончательно вернулся к концертированию. Постепенно слава о Паганини вышла за пределы Италии. Многие европейские скрипачи приезжали померяться с ним силами, но никто из них не мог стать его достойным конкурентом.
В возрасте 46 лет, на вершине славы, Паганини впервые выезжает за пределы Италии. Его концерты в Европе вызвали восторженную оценку передовых деятелей искусства. Ф. Шуберт и Г. Гейне, И В. Гёте и О. Бальзак, Э. Делакруа и T. A. Гофман, Р. Шуман, Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Дж. Россини и многие другие находились под гипнотическим влиянием скрипки Паганини. Её звуки возвестили о новой эре в исполнительском искусстве.
Европейское турне Паганини продолжалось 10 лет. На родину он вернулся уже тяжело больным человеком. После смерти Паганини папская курия долго не давала разрешения на его погребение в Италии. Лишь много лет спустя прах музыканта был перевезён в Парму и захоронен там.
Произведения композитора и сегодня широко звучат на концертной эстраде, продолжая пленять слушателей виртуозной стихией, страстностью, беспредельной фантазией в раскрытии инструментальных возможностей скрипки.
К наиболее часто исполняемым сочинениям Паганини относятся «Кампанелла» («Колокольчик») – рондо из Второго скрипичного концерта и Первый скрипичный концерт. Венцом виртуозного мастерства скрипачей до сих пор считаются знаменитые «24 каприса» для скрипки соло, а также «Венецианский карнавал» и «Вечное движение».
В фонде Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна находятся пластинки с записями самых известных произведений Никколо Паганини в исполнении Виктора Пикайзена, Игоря Ойстраха, Ильи Калера, Леонида Когана.
Материал подготовлен главным библиотекарем отдела литературы по искусству Л.В. Рыбаковой.
Источник:
Ветлицына И. Никколо Паганини. – URL: https://www.belcanto.ru/paganini.html. (дата обращения: 10.10.2022). – Текст : электронный.
- 743 просмотра