ОНИ ПРОСЛАВИЛИ НАШ КРАЙ. Марий Никулин – Геннадий Романович Копцев

26.10.2022 | 795 просмотра(ов)

«Открытое лицо, умные весёлые глаза – это то богатство, которое имел Человек и Актёр Геннадий Копцев. И ещё  – горячее сердце»

Б. И. Поморцева

В октябре 2022 года исполняется 80 лет со дня рождения Геннадия Романовича Копцева (1942-1994), актёра, заслуженного артиста Российской Федерации и Марийской АССР.

Геннадий Романович Копцев родился 26 октября 1942 года в деревне Куруктуры (Курыктӱр) ныне Волжского района Республики Марий Эл в крестьянской семье. Рано осиротел: отец погиб на фронте в 1943 году. В детстве научился играть на гармошке. В 1960 году окончил Помарскую среднюю школу и поступил в Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского на курс Н. Ф. Чефрановой и П. В. Лесли (I национальная студия).

В 1965 году после окончания учёбы был принят в труппу Марийского драматического театра им. М. Шкетана, где проработал до последних дней. Поначалу был занят преимущественно в ролях комедийного плана. «Моя далеко не классическая внешность, худоба и живой темперамент предопределили назначение характерного комедийного актёра», – вспоминал Геннадий Романович. В первой же большой роли – Тимошка (А. Волков «Каче-влак» / Женихи, 1966) – уверенно заявил о себе как о самобытном, думающем актёре, успех у зрителя ему принесли именно комедийные образы. Душевная простота и непосредственность его героев, таких как Кузяк (Н. Айзман «Кай, кай Йыванлан» / Выйди, выйди за Ивана, 1971), Чопай и голодный дружка (С. Николаев «Салика», 1966), Немыч Вӧдыр (М. Шкетан «Эренгер», 1967) и других, стали воплощением народного юмора и оптимизма. Артист Геннадий Копцев создал целую галерею ярких и самобытных образов. Их можно поделить на две противоположные группы: одни – ярко комедийные, другие – глубоко драматические.

Драматическое дарование актёра раскрылось в таких ролях, как Янгелде (С. Николаев «Айвика, пост. 1962), Карандышев (А. Островский «Кузыкдымо ӱдыр» / Бесприданница, 1968), Осып (М. Шкетан «Ачийжат-авийжат!..» / Эх, родители!.., 1972), Лазар Семон (Н. Лекайн «Кӱртньӧ вий» / Железная сила, 1971) и других. По праву он стал одним из самых репертуарных актёров театра, снискал горячую любовь зрителей. Почти о каждой роли актёра – тёплые слова, высокая оценка театральных критиков. Геннадий Копцев – мастер широкого амплуа, ему по плечу были и сказочные, и трагедийные, и жизнеутверждающие персонажи.

 

Актёр создал убедительные и запоминающиеся образы в спектаклях классического репертуара: Прохор Храпов (М. Горький «Васса Железнова», 1976), Сиплый (Вс. Вишневский «Оптимистическая трагедия», 1980), Шут (В. Шекспир «Лир кугыжа» / Король Лир, 1984), Стенли Ковальский (Т. Уильямс «Языкан йӱд» / Трамвай «Желание», 1992), Иван Павлович  Яичница (Н. Гоголь «Каче пазар» / Женитьба, 1994) и другие.

Масштабные, полные жизненной силы характеры современников создал актёр в пьесах советских драматургов – Элыксандр (Т. Миннуллин «Чодыраяд Элыксандр» / Белая ворона, 1981), Михай Груя (И. Друце «Илыш сескем» / Святая святых, 1982), Дурмишхан (О. Иосселиани «Орва кумыкталтын» / Арба перевернулась, 1985), Мужчина (А. Гельман «Пиалем, ит кодо!..» / Скамейка, 1988) и так далее.

Глубина и подлинно народная природа таланта Г. Копцева раскрылись в пьесах марийских драматургов. Сложный, противоречивый характер купца Фёдора Голованова создал актёр в драме К. Коршунова «Кӱдырчан ӱжара» («Грозовое зарево», 1977). Несгибаемость воли и благородство души солдата Великой Отечественной воплотил он в образе Истак Микале в драме М. Рыбакова «Венгр рапсодий» («Венгерская рапсодия», 1983). Достойным идейным противником предводителя народного восстания Акпатыра из одноимённой пьесы С. Чавайна (пост. 1987) предстал в его исполнении староста Пекеш Сави. Воплощением народной мудрости, юмора и остроумия стал Савик, главный герой инсценировки одноимённого романа Н. Игнатьева (1989). Яркие характеры создал актёр в комедиях Н. Арбана: Одоким («Кеҥеж йӱд» / Летняя ночь, 1973), Тукманов («Тулар ден тулаче» / Сват и сваха, 1983) и других. Едкой сатирой пронизаны образы персонажей в пьесах М. Рыбакова – предводитель чертей Иявуй («Онарын кердыже» / Меч Онара, 1989), крупный чиновник застойно-застольного периода Байгузин («Мокмыр» / Похмелье, 1990), ловкий предприниматель Тоймар («Тӱрлемӱдыр» / Кружевница, 1991) и другие.

Профессионализм, драматический темперамент, масштабность мышления позволяли актёру поднять любой из создаваемых образов до уровня художественного обобщения. Актёру было присуще стремление к раскрытию внутреннего мира героя, к изображению человеческих судеб в момент социально исторических сдвигов.

Заслуги Г. Р. Копцева перед театром и народом были высоко оценены правительством республики – ему присвоено почётное звание заслуженного артиста Марийской АССР (1977) и Российской Федерации (1989).

В начале 1990-х годов Г. Копцев заявил о себе и как режиссёр, поставив на сцене театра им. М. Шкетана комедию турецкого драматурга А. Несина «Ӧндал мыйым, пиктен пушт» («Задуши меня, голубчик», 1993).

Кроме актёрской деятельности, Геннадий Романович вёл большую работу по пропаганде театрального искусства. На протяжении многих лет актёр плодотворно работал на Марийском радио: поставил ряд инсценировок произведений марийских авторов, более 20 лет вёл популярную литературно-музыкальную передачу «Поро кас» («Добрый вечер»), в фондах радио хранятся его исполнительские записи.

Г. Копцев известен в республике и как автор музыки популярных песен, среди которых «Эрвел лыве» («Восточная бабочка»), «Продавщица», «Ит мужед, таҥем» («Не гадай, любимая») и другие.

Среди последних ролей Геннадия Копцева следует особо отметить роль Мужчины в шляпе в народной трагедии Ю. Байгузы «Порсын лӱҥгалтыш» («Шёлковые качели», 1992). Актёр создал масштабный образ властного, хитрого, честолюбивого человека, стоящего на промежуточной ступени между верховной властью и народом.

Всю свою жизнь, весь свой талант Геннадий Романович отдал служению искусству и своему народу. Геннадий Копцев был актёром высокой квалификации, большим тружеником, всегда полным творческих замыслов. Темпераментность, прекрасные актёрские данные – главные черты его творчества.

Геннадий Романович Копцев трагически погиб 28 сентября 1994 года. Через год, 28 сентября 1995 года, на его родине, в селе Помары Волжского района, на улице Первомайской, которая отныне носит имя Геннадия Копцева, открыли мемориальную доску.

Позже, в 2012 году, мемориальная доска была установлена в Йошкар-Оле на доме № 155 по ул. Комсомольской, в котором проживал артист.

 

По данной теме можно прочитать следующую литературу:

• Байкова А. Тудым марий Никулин маныныт / А. Байкова // Марий Эл. – 2017. – 14 нояб. – С. 12.

• Белкова С. Ила тудо калыкын чонышто / С. Белкова // Марий Эл. –2012. – 31 окт. – С. 1, 6.

• Копцев Геннадий Романович // Энциклопедия театров Марий Эл : иллюстрированное научно-популярное издание.– Йошкар-Ола, 2019. – С. 37-38.

• Кульбаева Н. И. Артисты Марийского театра : биобиблиогр. справ. / Н. И. Кульбаева. – Йошкар-Ола, 2005. – С. 99-102.

• Рублёва Т. Вся наша жизнь – театр / Вера Рублёва // Семейная газета. – 2020. – 3 нояб. – С. 8.

 

Материал подготовили библиотекари отдела национальной краеведческой литературы и библиографии А. Булыгина и Е. Петрова

Русский