ДЕНЬ В ИСТОРИИ. Легендарное конструкторское бюро «Туполев» отмечает столетие!

22.10.2022 | 839 просмотра(ов)

22 октября 2022 года конструкторское бюро публичного акционерного общества «Туполев» отмечает 100-летний юбилей. Соответствующий указ о праздновании этого дня за № 786 президент Российской Федерации В. В. Путин подписал ещё в конце 2020 года.

ПАО «Туполев» – российская компания-разработчик авиационной техники, занимающаяся проектированием, производством и испытаниями летательных аппаратов различного назначения, созданием и внедрением новых технологий для их производства, обеспечением эксплуатации и послепродажного обслуживания самолётов. Входит в состав Объединённой авиастроительной корпорации. Предприятие ПАО «Туполев» является продолжателем традиций конструкторского бюро, основанного выдающимся авиаконструктором и организатором отечественного авиационного производства ХХ века Андреем Николаевичем Туполевым.

Сам Андрей Николаевич Туполев считал, что история конструкторского бюро отсчитывается от момента создания при ЦАГИ (Центральном аэрогидродинамическом институте, в котором Туполев работал заместителем директора – Н. Е. Жуковского) Комиссии по металлическому самолётостроению. Произошло это 22 октября 1922 года. В первые месяцы работы общая численность туполевского коллектива была невелика. Это четыре помощника Туполева – И. И. Погосский, В. М. Петляков, А. И. Путилов и Н. С. Некрасов, четыре инженера – Б. М. Кондорский, Н. И. Подключников, Е. И. Погосский, Т. П. Сапрыкин, пилот Н. И. Петров, а также три конструктора – Д. Н. Осипов, А. П. Голубков и И. Ф. Незваль. Именно вокруг этого ядра специалистов и формировался в дальнейшем огромный коллектив.

В 20-30-е годы ХХ века под руководством Туполева были созданы самолёты как военного, так и гражданского назначения, для внутренних и международных пассажирских авиалиний. Этапными самолётами Туполева, в которых воплотились новейшие достижения науки и техники и авиационного конструирования в предвоенный период, стали: бомбардировщики АНТ-4, АНТ-6, АНТ-40, АНТ-42, Ту-2; пассажирские самолёты АНТ-9, АНТ-14, АНТ-20 «Максим Горький». В названиях серий советских воздушных судов АНТ и Ту использованы инициалы Туполева и начальные буквы его фамилии. Беспосадочные перелёты Валерия Чкалова по маршрутам Москва – Северный Полюс – США и Москва – остров Удд состоялись именно на самолёте АНТ-25, разработанном Туполевым.

Плод инженерной мысли Туполева и его КБ – пикирующий бомбардировщик Ту-2 – стал мощнейшим оружием для поражения врага в небе во время Великой Отечественной войны. Около 750 самолётов этой серии сражались за долгожданную победу в той страшной войне. После её окончания конструкторское бюро под руководством А. Н. Туполева создало ещё один бомбардировщик – самолет Ту-4.

С наибольшей силой зазвучало имя Андрея Туполева с появлением реактивной авиации. Созданный на базе военного бомбардировщика Ту-16 первенец советской реактивной гражданской авиации – лайнер Ту-104 – стал известен всему миру. Затем конструктор создал целую серию великолепных пассажирских и военных самолётов.

В 1958 году под его руководством был создан уникальный пассажирский летательный аппарат Ту-114, намного опередивший своё время. Надёжный сверхдальний аэробус на многие годы завоевал лидерство на линиях большой протяжённости, не имея аналогов по экономической эффективности. Ту-114 работал на международных линиях, совершая перелёты через океан на Кубу и в Америку.

Последним самолётом, который сконструировал и довёл до постройки Андрей Туполев, был сверхзвуковой пассажирский лайнер, «царь-самолёт» Ту-144, ставший лебединой песней конструктора. Этот самолёт появился на свет в 1968 году, в 1978 же году коммерческая эксплуатация лайнера была прекращена.

Работа КБ – это живая история проектирования и постройки тяжёлых гражданских и военных самолётов. Все эти годы характеризовались успешным решением совершенно новых проблем и созданием новых самолётов

За годы существования конструкторского бюро было разработано около 300 проектов летательных аппаратов различного назначения, аэросаней и малых судов, из которых около 90 были реализованы в конструкциях, проходивших испытания, а более 40 строились серийно, во многом определив состав нашей военной и гражданской авиации в ХХ веке. С 1923 года более 18000 самолетов с маркой «Ту» поднялись в небо, из них порядка 2000 – пассажирские. Около 1000 туполевских машин было поставлено за рубеж, где они находились в эксплуатации почти в двадцати странах мира. В Чехословакии и Китае самолёты с маркой «Ту» строились на лицензионной основе.

Ту-160, поднявшийся в небо в конце 1981 года, по-прежнему летает на боевые задания. В ВВС России грозные ракетоносцы, прошедшие модернизацию, состоят на вооружении дальней авиации. В составе Воздушно-космических сил модификации Ту-95, Ту-22 и Ту-160 принимали участие в нанесении ударов по объектам террористов на территории Сирии, преодолевая тысячи километров.

Ныне же пассажиров перевозит среднемагистральный узкофюзеляжный Ту-204, поскольку его тактико-технические характеристики отвечают всем требованиям Международной организации гражданской авиации, и данные самолёты допущены к полётам во все страны мира без ограничений.

 

В отделе естественно-научной и технической литературы подготовлена тематическая  выставка «Великие авиаконструкторы России». Книги и журналы, представленные на ней, расскажут об истории развития авиастроения, познакомят с деятельностью Андрея Туполева, с конструкторами, которые работали рядом с ним. Действует выставка до 7 ноября.

 

Информацию подготовила Г.Б. Леденейкина, заведующая отделом естественно-научной и технической литературы

Русский