Виктор Михайлович Васнецов – знаменитый русский художник, чьё творчество неразрывно связано с былинами, легендами и сказками русского народа. Картина «Три царевны подземного царства» также была создана по мотивам сказки «Подземные царства». Она и ещё две работы были написаны по заказу предпринимателя, богатого купца и известного в художественных кругах мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Будучи председателем правления строящейся Донецкой железной дороги, С. И. Мамонтов решил оформить картинами В. Васнецова кабинет правления. Всеволод Саввич, сын С. И. Мамонтова, вспоминал: «Картины мыслились сказочными иллюстрациями к пробуждению новой железной дорогой богатого Донецкого края: 1-я картина «Битва скифов со славянами» должна была изображать далёкое прошлое этого края, 2-я - «Ковёр-самолёт» - сказочный способ передвижения и 3-я – царевен золота, драгоценных камней и каменного угля, символ богатства недр пробуждённого края».
В. Васнецов всегда был внимателен к быту той эпохи, которую описывал в картинах, знал все тонкости костюмов. Старших царевен он одел в богато украшенные древнерусские костюмы. А младшая царевна как бы противопоставлена им. Она изображена в современном платье с короткими рукавами. Тем самым художник хотел подчеркнуть, что полезные свойства каменного угля человечество открыло лишь недавно. Это полезное ископаемое относится к настоящему и будущему, а золото и драгоценные камни – к прошлому.
Прекрасные царевны опечалены. И причину их грусти можно увидеть здесь же, на полотне. В правом нижнем углу художник написал двух братьев Ивана-царевича, героя сказки. По сюжету, царевичи предали брата: похитив красавиц и вызволив свою матушку из подземелья, они перерезали верёвку и оставили младшего Ивана погибать под землёй. Оба брата показаны в тот момент, когда поражённые красотой и статью царевен, в оцепенении склонились перед ними в земном поклоне. Царевны изображены на фоне чёрных скал. За ними простирается закатное небо с плывущими по нему розовыми облаками, и на этом фоне девушки выглядят ещё более величественными и прекрасными. Правда, критики упрекали В. Васнецова, что в их позах и жестах есть некоторая искусственность и театральность.
Эта картина, как и две другие, так и не появилась на стенах правления. Чиновники посчитали сказочные сюжеты неуместными для служебного помещения. Тогда Савва Иванович Мамонтов купил два полотна – «Ковёр-самолёт» и «Три царевны подземного царства» (I вариант (1880-1881)) - и они украсили его дом. Второй вариант картины (1884) приобрёл киевский коллекционер И. Н. Терещенко.
Выставка работает до 31 декабря 2022 г.
Куратор выставки – отдел литературы по искусству (2-й этаж, каб. № 36)
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
- 1469 просмотров