Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.
Евангелие. Библейский круг Василия Поленова. - Москва : Издательский дом «РИП-холдинг», 2020. – 304 с.
Недавно в отдел литературы по искусству поступило уникальное издание, объединяющее два выдающихся памятника русской духовной культуры – Синодальный перевод Евангелия и Библейский цикл выдающегося русского художника В. Д. Поленова. Во вступительной статье кандидата богословия игумена Евфимия (Моисеева) отмечалось, что «вплоть до 60-х годов XIX века Священное Писание на русском языке не было доступным. За богослужениями в Русской Православной Церкви все положенные чтения из Библии читаются на церковнославянском языке, к сожалению, понятном далеко не всем. До появления русского перевода Евангелия образованные люди часто пользовались переводами Священного писания на европейские языки – в частности, А. С. Пушкин читал Библию по-французски. Однако простые люди были лишены такой возможности». Появление Русской Библии связано с именем митрополита Московского Филарета (Дроздова). Продолжателями его дела, благодаря которым в 1876 г. появился полный перевод Святого Писания на русском языке, стали выпускники Тульской духовной семинарии – митрополит Петербургский и Новгородский Исидор (Никольский) и императорский духовник Василий Бажанов. Со страниц Русской Библии Христос впервые заговорил с простыми русскими людьми на их языке. Он предстал перед ними не только как Сын Божий, но и как Сын Человеческий, который испытывал нужду, голод и жажду, скитался, не имея, где преклонить голову и был предан на позорную и мучительную казнь. В этом издании воспроизведены тексты Евангелия на русском языке от апостолов Матфея, Марка, Луки, Иоанна, которые проиллюстрированы репродукциями картин, этюдов «Из жизни Христа» В. Д. Поленова.
Василий Дмитриевич Поленов (1844 - 1927) – живописец, театральный художник, архитектор, композитор и замечательный педагог. Его творчество излучало мир и гармонию, оттого современники называли его «Рыцарем красоты». «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» - это те произведения, в которых художник увидел красоту привычных вещей, и где отразилось чувство самого живописца, его личное настроение. В этом он явился новатором в области русского пейзажа.
Ещё в юношеские годы под впечатлением грандиозного полотна Александра Иванова «Явление Христа народу», у Поленова зародилась мечта стать продолжателем великого художника и «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». В. Поленову не хватало живых впечатлений, и он в 1881-1882 годах уехал в первый раз в Палестину, где пишет сотни этюдов: пейзажи, людей, архитектуру, бытовой колорит древней Иудеи. Он восхищался видами Палестины, именно поэтому, столько чистой красоты, солнечного пронизывающего света, ощущения гармонии бытия будут присутствовать в его евангельских пейзажах.
По возвращении художник начал работу над картиной «Христос и грешница», которая захватила его на последующие 6 лет. На XV Передвижной выставке она предстала перед зрителями. Основной смысл изображённой сцены, разыгравшейся на площади перед Иерусалимским храмом, заключался, по мысли автора, в несении людям добра и всепрощения. «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень», - ответил Христос возбуждённой разгневанной толпе на вопрос о том, как поступить с женщиной, изобличённой в прелюбодеянии (по закону Моисея её следовало подвергнуть избиению камнями). Согласно Евангелию, люди «обличаемые совестью», разошлись. «Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Евангелие от Иоанна; Гл.8)Так Христом был преподан народу наглядный урок новой морали, где главенствуют милосердие и любовь к человеку, протест против насилия над человеческой личностью, призыв к добру, к высокому духовному совершенству. Всю жизнь Поленов отстаивал право картины на название, им задуманное: «Картина эта была названа мною «Кто из вас без греха?» В этом был её смысл. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталог, разрешили «Христос и грешница». А в музее Александра III её назвали «Блудная жена», что совершенно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина… Так название и осталось. Оно и не моё, и не соответствует евангельскому рассказу». После «Христа и грешницы» на выставках появились другие картины В. Поленова: «Христос на берегу Генисаретского озера», «Среди учителей», «Мечты».
«Среди учителей» - довольно редкий сюжет в живописи. В тени на циновках сидит группа учителей. Среди них – 12-летний мальчик в белой одежде и белой шапочке. Среди учителей – раввин Гиллел, добропорядочный человек, живущий жизнью бедняка, которому принадлежат слова: «Не пожелай ближнему того, что сам ненавидишь». Среди фарисеев были очень просвещённые люди, от которых было чему поучиться. Вдалеке – Елеонская гора, а у входа в храм, сложив руки, - женщина, мать Иисуса. Вероятно, здесь произошло глубокое осознание Иисусом своей миссии, но потребуется время, чтобы осмыслить услышанное и позже выйти на открытую проповедь. Евангельские сюжеты уже всецело владели помыслами Поленова, и он задумал создать цикл картин, охватывающий всю жизнь Христа.
Второе путешествие на Восток было предпринято в 1899 г. с целью сбора материала для этой грандиозной серии. «Трудная задача передо мной – непосильная, но я не в состоянии от неё отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нём, - писал художник в письме к родственникам. – В евангельских сказаниях Христос есть настоящий, живой человек…, а по величию духа Сын Божий, как его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности». Посетив места, которые евангельская легенда связывает с именем Христа, В. Поленов собрал большой этюдный материал. В 1908 г. работа была в основном закончена. В том же году 58 картин с большим успехом экспонировались в Петербурге, а через год в Москве и других городах были показаны все 64 произведения. Серия была разбита в соответствии с евангельской легендой на циклы: 1. Детство и юность; 2. У Иордана; 3. В Галилее; 4. Вне Галилеи; 5. В Иерусалиме; 6. Последние дни. Однако, эта серия в своей целостности известна лишь по репродукциям в изданном Поленовым альбоме «Из жизни Христа», ставшем библиографической редкостью сразу же по выходе в свет. Многие художники были уверены: «Значение евангельского цикла в его единстве, ни одной картины нельзя изъять, он целиком только может производить огромное впечатление». Но судьба картин оказалась непростой: цикл оказался разрозненным и местонахождение многих картин неизвестно. Так в 1923 г. на Выставку русского искусства, в числе работ многих русских художников, в Америку были отправлены 12 картин из этого цикла. Непроданными оказались 2 картины: они вернулись в Россию и следы их затерялись. Тем ценнее и дороже те работы, что находятся сейчас в музеях России. Среди них «Привели детей» (Государственная Третьяковская галерея). Небольшой домик в Иудее. Иисус сидит у стены дома, перед ним ученики и родители с детьми. Последних привели к Иисусу с просьбой возложить руки. Иисус ласкает стоящего перед ним ребёнка. «Приносили к нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него» (Евангелие от Луки; Гл. 18).
«Тайная вечеря» (Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область). Художник, словно наблюдатель со стороны, который видит на открытой террасе фигуры сидящих за низким столиком людей, ведущих беседу. Поленов не акцентировал внимание на Иисусе, не видно и всех апостолов. Все знают, что за столом Христос предрёк каждому апостолу его судьбу, а также рассказал им, что будет с ним. Всё выполнено в тёмных тонах и чувствуется, что в воздухе витает трагедия. Трагедия, которая навсегда изменит мир и людей в этом мире.
Хочется верить, что настанет время, когда найдутся люди и средства, чтобы разыскать и снова собрать воедино прекрасные полотна и подарить людям радость приобщения к жизни Спасителя через краски и свет Василия Поленова. А пока прекрасно иллюстрированное издание «Евангелие. Библейский круг Василия Поленова» даёт возможность читателям познакомиться с текстами Евангелия в Синодальном переводе, а также репродукциями картин, этюдов из альбома художника, по которым можно изучать жизнь Иисуса Христа.
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
Названия картин
3. В. Поленов. «Московский дворик» (1878)
4. А. Иванов «Явление Христа народу» (1837-1857)
5. В. Поленов «Христос и грешница» (1888)
6. «Среди учителей»
7. Вифлеем
9. «Привели детей»
10. «Тайная вечеря»
- 1052 просмотра