«Это был могучий набат, словно грома раскат,
который пронёсся на гребне двадцатого века…».
Константин Руснак.
Двадцатый век принес славу многим замечательным певцам, но мало кто в отечественном эстрадном искусстве может соперничать по популярности с Муслимом Магомаевым. Он был не только великим певцом, талантливым композитором, великолепным пианистом, но и искренним, мудрым человеком. Его восхитительный баритон, высокий артистизм, яркий темперамент и душевная щедрость покоряли людей.
17 августа Муслиму Магометовичу Магомаеву (1942-2008) исполнилось бы 80 лет.
Потомок азербайджанского композитора и дирижёра, своего деда, Муслима Магомаева-старшего, он стал известен в девятнадцать лет после выступления на молодёжном фестивале в Хельсинки.
Москва открыла его для себя в 1963 году: в зале имени Чайковского и во Дворце спорта в Лужниках состоялись первые концерты певца. Требовательная Клавдия Ивановна Шульженко вспоминала впоследствии: «Как только Магомаев появился – это стало явлением. Он был на голову выше всех молодых. Он всем безумно нравился…»
Важнейшим этапом в шлифовке вокального мастерства Муслима Магомаева стала его стажировка в миланском театре «Ла Скала». Пребывание певца в середине 60-х годов в Италии – стране несметных сокровищ искусства, родине бельканто – не только благотворно сказалось на его исполнительских возможностях, но и расширило его духовный горизонт. Магомаев навсегда остался сторонником итальянской школы пения.
Муслиму Магомаеву великолепно удавались арии Фигаро и Скарпиа, Мефистофеля и Онегина. Но оглушительный эстрадный успех помешал его оперной карьере – подобно тому, как Голливуд похитил у оперной сцены столь любимого Муслимом Магомаевым Марио Ланца (о котором он написал книгу, сделал радио- и телепередачи).
1969 год принёс Магомаеву победу в польском Сопоте и первый «Золотой диск» на фестивале МИДЕМ в Каннах, - этой награды Муслим Магометович был удостоен за то, что записанные им пластинки разошлись фантастическим тиражом в четыре с половиной миллиона экземпляров. Певцу едва перевалило за тридцать, когда он стал Народным артистом Советского Союза.
Магомаев никогда не гнался за переменчивой модой, не заигрывал с публикой, но его талант и обаяние завоевали миллионы сердец. Переполненные залы, кордоны конной милиции, море цветов, легенды и сплетни, машина, обцелованная поклонницами, - всё это Магомаев вкусил сполна.
Из воспоминаний аккомпаниатора Муслима Магомаева Чингиза Садыхова: «Успех, которым пользовался Магомаев у слушателей в 70-х, даже и не снился нынешним «звёздам». Представьте стадион тысяч на 40 - 60. Кончается концерт. На гаревую дорожку выезжает "уазик" с открытым верхом. Мы с Муслимом встаем в него и делаем традиционный круг почёта. Народ сбегает с трибун, никакая милиция с этим справиться не в состоянии. "Уазик" поднимают и несут на руках. <….> Однажды в Одессе так подняли нашу "Волгу" и резво понесли до самой гостиницы. Я не поленился, подсчитал, и, оказалось, машина находилась в воздухе почти три километра...».
Несмотря на бешеную популярность, Муслима Магомаева обошла стороной «звёздная болезнь». Он сохранил не показную, а истинную скромность, совмещая внутреннее достоинство с трезвостью самооценки. Эти качества не позволили ему, например, согласиться на роль Вронского в кинофильме «Анна Каренина», которую ему предлагал сыграть режиссёр Александр Зархи.
Как это часто бывает у талантливых людей, Муслим Магомаев был разносторонне одаренной личностью: он был не только певцом, композитором, но и лепил, и рисовал, обладал литературными способностями. К этому надо добавить и его поразительное умение ладить с современной электронной техникой, потому он был ещё и «домашним волшебником», что так радовало его царственную супругу Тамару Синявскую, семейный дуэт с которой продлился более тридцати лет.
Муслим Магомаев был больше, чем певец и больше, чем звезда. Он был целая отдельная галактика, сложно устроенная, бесконечно красивая и не поддающаяся никакому влиянию извне. И в её основе лежала внутренняя свобода, отнять которую у Магомаева не смогли ни советская власть, ни слава, ни полузабвение перестроечных времён.
В фонде Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна находятся пластинки с записями эстрадных песен из репертуара Муслима Магомаева.
Материал подготовлен Л. В. Рыбаковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
- 1137 просмотров