СТАРЫЕ НОВОСТИ. «Пошёл старший сын в батраки наниматься…»

11.08.2022 | 1233 просмотра(ов)

Уникальные фонды Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна Республики Марий Эл содержат самое полное собрание краеведческих журналов и газет. Из них мы узнаем о важных событиях из истории Марийского края, известных личностях, а также о малозаметных фактах повседневной жизни. В газете «Марийская деревня» (так называлась «Марийская правда» до 1931 года) за 14 августа 1926 года вышла небольшая статья под названием «Что должен знать батрак и крестьянин, нанимающийся на работу» (автор – Тавашев).

Понятие «батрак» постепенно исчезло из нашей жизни, словари определяют его чаще всего следующим образом:

Батрак (жен. батрачка) – наёмный работник в сельском хозяйстве дореволюционной и Советской России, часто сезонный, из обедневших, имевших небольшой земельный надел или совершенно лишённых земли крестьян.

Батраки – социальная группа крестьянства, не имевшая своего хозяйства или имевшая небольшое хозяйство, доход от которого не давал средств, достаточных для существования; жила за счет продажи своей рабочей силы.

Общим для батраков был, как правило, нищенский уровень жизни.

Батрачество как социальное явление существовало в нашем государстве с XVI века. В 1585 году в источниках упоминаются «батраки», люди, которых «нанимали чистить двор, кельи в монастырях, платили за день работы 9 алтын без 2 денег». В XVIII в. под батраком понимали «наемника, крестьянина, работающего у другого из договорной платы». В XIX веке в разных районах России под словом «батрак» подразумевали разное содержание: в Казани, например, – «работник, отличающийся силой и усердием», в Нижегородской губернии – «толстый, плотный, большого роста человек». О широком распространении батрачества и нелегком положении батраков свидетельствует русская народная сказка «Батрак»:

«Жил-был мужик; у него было три сына. Пошёл старший сын в батраки наниматься; пришёл в город и нанялся к купцу, а тот купец куда был скуп и суров! Только одну речь и держал: как запоёт петух, так и вставай, батрак, да принимайся за работу».

В сказке ситуацию исправил меньшой сын, безосновательно считавшийся дураком:

«Ввечеру батрак изловчился, поймал петуха, завернул ему голову под крыло и завалился спать. Уж полночь давно прошла, дело к утру идёт — пора бы батрака будить, да петух не поёт! Поднялось солнышко на небо — батрак и сам проснулся. «Ну, хозяин, давай завтракать, время работать идти». Позавтракал и проработал день до вечера; в сумерки опять изловил петуха, завернул ему голову за крыло и завалился спать до утра. На третью ночь опять то же».

В реальности дело обстояло по-другому. В дооктябрьский период в России не существовало законодательства, регулирующего условия труда батраков. Советская власть пыталась создать систему правовой защиты их материальных интересов. С 1922 года условия найма батраков регулировались КЗоТ, однако он не учитывал специфику труда в сельском хозяйстве. В 1925 году СНК СССР принял «Временные правила об условиях применения подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах», которые не были столь строги, как КЗоТ. Батракам Марийского края советами и консультациями старалась помочь газета «Марийская деревня». Тавашев в своей статье пишет:

«С изданием распоряжения о сдаче в аренду земель, в деревне сильно увеличился спрос на рабочие руки. Здесь рабочими являются в большинстве батраческий, полубатраческий элемент. Эти крестьяне-батраки до сего времени продолжают существование по-старому, т.е. живут и работают как и при царском режиме, нисколько не интересуясь нормой труда, улучшением быта и т.д. Что же должен знать батрак, идущий на работу по найму?

В первую очередь батрак, нанимаясь к тому или иному работодателю, заключает трудовой договор. В договоре должно быть изложено условие труда, заработная плата, пища, спецодежда, норма рабочего времени, квартирные условия, очередные отпуска. Договор заключается на известный срок, но не долее, как на один год. Это законная норма. Трудовой договор регистрируется в РИКе. Батрак, живя и работая в том или ином хозяйстве, держит тесную связь с кантместкомамами, профуполномоченными и камерами инспекции охраны труда. В нужных случаях он может обращаться к ним за советами и разрешением недоразумений, могущих быть с работодателями».

На следующее утверждение автора статьи обратите особое внимание:

«Батрак также должен знать, что пища и жилищные условия должны быть одинаковыми с хозяевами; должна быть своевременная выплата жалованья, спецодежды и т. п.

Вот что должен знать батрак».

К сожалению, следует добавить, что трудовые договоры часто не выполнялись, а реальные условия труда в крестьянских хозяйствах были далеки от договорных. С 1927 года принятые законодательные акты ужесточали требования к «кулацким» хозяйствам, нанимавшим батраков. Предусматривалось обязательное страхование батраков, оплата в повышенном размере рабочих часов сверх восьмичасового рабочего дня. Зарплата у «кулаков» должна была на 50% превышать зарплату в середняцких хозяйствах. Начиная с 1930-х годов применение наемного труда в крестьянских хозяйствах запрещалось. Батраки становились членами колхозов, работниками совхозов, уходили в город. Неофициально крестьяне использовали труд батраков в качестве подсобного, домашнего и после завершения коллективизации, но этот наем уже не регулировался властью и существенно не влиял на социально-экономическую обстановку.

Приходите в Национальную библиотеку имени С. Г. Чавайна, следите за новостями на сайте библиотеки, читайте старые подшивки «Марийской правды», сделайте это занятие своим хобби.

 

Материал подготовила О. А. Севрюгина, главный хранитель фондов

Русский