Праздник Крещения Руси отмечается 28 июля, в день памяти равноапостольного святого князя Владимира. О том, как он в 988 году «вечный мир с Византией установил, русскую землю крещением просветив», красноречиво писали летописцы и изображали иконописцы. В отношении обстоятельств и времени крещения князя Владимира в древнерусских источниках нет единства. Первая версия, получившая название в науке «Корсунская легенда», которой придерживался составитель «Повести временных лет», повествует о крещении князя в 988/989 годах в византийском городе Корсу́нь (Херсоне́с). Решив принять крещение, Владимир с дружиной захватил Корсунь. После этого князь послал послов в Константинополь, требуя отдать за него замуж царевну Анну, сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII. Они уговорили её согласиться на брак с Владимиром при условии его крещения. В это время киевского князя поражает внезапная слепота, от которой он исцеляется во время крещения.
Другая версия представляет события крещения в несколько ином порядке. Византийским императорам понадобилась военная помощь киевского князя для подавления мятежа, угрожавшего свержению их власти. Владимир согласился при условии его женитьбы на принцессе Анне. Императоры приняли предложение князя, потребовав его крещения. Владимир выполнил все условия, нанеся сокрушительные поражения мятежникам и приняв крещение (по разным источникам) или в Киеве, или в Василёве (37 км от Киева), или каком-то другом месте на Руси. Однако византийские императоры не торопились выполнять свои условия и препятствовали заключению брака «порфирородной» принцессы с «варваром». Чтобы вынудить Константинополь сдержать своё обещание, Владимир осадил Корсунь. В результате Анна прибыла в Корсунь, где и состоялось бракосочетание.
Собранные исторической наукой сведения о крещении князя не позволяют предпочесть одну версию другой. Поэтому каждое живописное изображение крещения Владимира показывает, какой именно точки зрения по этому вопросу придерживался художник. В принципе это не так уж и важно, но в исторической живописи преобладает корсунский вариант.
В миниатюрах Радзиви́ловской летописи конца XV века княжение киевского князя отражено на 46 миниатюрах. Из них почти половина посвящена «выбору веры» и принятию христианства. На двух миниатюрах показано принятие крещения самим Владимиром и его дружиной. Обе изображают обряд, совершаемый в храме над крещаемыми, погружёнными в купель. Однако сцена крещения киевлян, подробно описанная в тексте летописи, отсутствует. Это объясняется исследователями потерей иллюстрации в оригинале, с которого были сделаны последующие списки.
Время и драматические события русской истории уничтожили большинство икон и фресок на тему крещения Руси. На клеймах* житийной иконы «Святые Владимир, Борис и Глеб с житием равноапостольного князя Владимира» (XVI век) из Вологодской церкви Рождества Богоматери показаны сцены отправления послов для выбора веры, крещения (в купели) и прозрения самого Владимира. Сцены крещения киевлян на иконе нет, а лишь выход киевского князя с духовенством и народом на берег для совершения обряда.
В городе Муроме сохранилась до нашего времени житийная икона XVII века первых русских святых – братьев Бориса и Глеба. В клеймах изображено крещение Руси их отцом, князем Владимиром. Повествование на иконе начинается с «выбора веры»: русский князь принимает иностранных послов. Следующие сцены посвящены советам Владимира о выборе веры с киевскими боярами. Поворотный момент в жизни киевского князя отображает 9-е клеймо: «Великий князь Владимир приемлет крещение». Иконография сцены необычна – обряд совершается не в купели, а в водоёме внутри пещеры. Владимир по пояс погружён в воду, епископ осеняет его крестом. Взгляд киевского князя обращён вверх, что говорит о чуде прозрения. 13-е клеймо с не полностью сохранившейся надписью «Владимир крести всю свою…» показывает крещение киевлян. Иконописец изобразил не громадную массу народа, а небольшую группу из трёх человек, стоящих по пояс в воде. А на берегу – Владимир один, без духовенства крестит народ. Муромская сцена крещения киевлян в Днепре ныне фактически единственная в древнерусском искусстве. Сохранилась ещё фреска XVII века из храма Воскресения Христова в городе Тутаеве (Романове-Борисоглебске) Ярославской области, на которой также изображено крещение киевлян.
Тема обращения языческой Руси в православную веру отражена на картинах живописцев XIX века.
Непростой выбор князя Владимира между двумя христианскими центрами X века: Римом и Константинополем показан в работе Ивана Эггинка «Великий князь Владимир избирает религию» (1822). Владимир изображён сидящим на троне в красном княжеском плаще и золотой короне. На картине показаны представители разных вероисповеданий. Иудейский и мусульманский послы не убедили Владимира, поэтому их фигуры расположены на втором плане. Иудей развернулся к князю спиной и недоумённо разводит руками, а мусульманин, склонив голову, облокотился на стену. Латинский (католический) епископ уходит в сопровождении священника и слуги. А греческий монах остаётся, он держит перед князем раскрытое Евангелие от Матфея. Руки у Владимира – как у библейских пророков на древних фресках, он протягивает их к Евангелию, видимо, с просьбой что-то пояснить. Эггинк достаточно свободно отнёсся к тексту «Повести временных лет». Встречи князя Владимира с послами происходили не одновременно, художник же пишет их в одном пространстве и в одном времени. Киевский князь изображён седовласым старцем, хотя во время представленного на полотне события ему было около 30 лет. Кроме того, согласно летописи греческий «философ» показал князю не книгу, а «запону», то есть занавес, ткань с изображением Страшного суда.
Художник Андрей Иванов (отец Александра Иванова, автора «Явления Христа народу»), написал картину «Крещение великого князя Владимира в Корсуни» (1829). Полотно соответствует всем канонам академической живописи. В нём сочетаются характерное для классицизма подражание античному искусству: костюмы героев (исключая облачения священников) будто подсмотрены у актёров античной трагедии, а их жесты отличаются театральностью. Даже храм с колоннами явно построен по принципам античного ордера.
К теме крещения Руси обращались Григорий Седов («Обращение Владимира в христианство», 1866), Алексей Кившенко («Крещение киевлян князем Владимиром», 1880), Фёдор Бронников («Крещение князя Владимира», 1883), Василий Перов («Крещение Руси», 1870-е) и другие художники.
Самыми известными работами, посвящёнными теме крещения Руси, являются фрески Виктора Васнецова во Владимирском соборе в Киеве, созданные в 1885-1896 годах. На фреске «Крещение князя Владимира» художник изобразил его в каменной купели византийского храма. Местный епископ совершает таинство крещения, вокруг греческие священники и дружина – ближайшее окружение князя, на их глазах происходит его исцеление от слепоты телесной и духовной и превращение Владимира-язычника во Владимира-христианина. Вокруг головы киевского князя художник изобразил нимб. Это означает, что его великая миссия Крещения Руси была отмечена Богом, и Владимира возвели в ранг святых.
Другая фреска Виктора Васнецова – «Крещение Руси» – поражает своей красочностью и эмоциональностью, подчеркивая значимость происходящего. В центре композиции, на возвышении, находится Владимир Святославович в расшитой золотом праздничной одежде. Его распростёртые руки и устремлённый в небо взор выдают надежду на господнюю благодать. Лик князя является олицетворением сосредоточенности и торжественности. Представители духовенства – в белых одеяниях. На дальней перспективе изображено много людей разных возрастов, среди которых есть как представители знати, так и простой народ, которые стоят в ожидании свершения обряда. А внизу, на переднем плане, в водах Днепра уже проходит обряд крещения. С небес за происходящим наблюдают ангелы, расположившиеся на белом пушистом облаке. Лучи божественного света, озаряющие всё вокруг, отражают важность и значимость момента.
В памяти русских людей Русская земля была крещена самим Владимиром. Но ещё в течение долгого времени она медленно и постепенно сама шла к православию и, в конце концов, вобрала его в себя. В 2008 году патриарх Алексий II (1929-2008) на Архиерейском соборе сказал: «…Крещение Руси, совершённое святым князем, духовным вождём нашего народа и героем наших народных былин, стало величайшим событием отечественной истории, без которого не родилось бы в ней всё лучшее и возвышенное, что неразрывно связано с православной верой».
*Клеймо – в иконописи сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы обычно прямоугольной формы, изображающая сцены, развивающие или поясняющие сюжет центральной композиции. Чаще всего клейма располагаются на полях иконы.
Подробнее о великом князе Владимире, о Крещении Руси читайте в наших публикациях:
Крещение Руси Великой http://nbmariel.ru/content/kreshchenie-rusi-velikoy
День в истории. 28 июля – День крещения Руси http://nbmariel.ru/content/den-v-istorii-28-iyulya-den-kreshcheniya-rusi
Вы можете также посмотреть все серии фильма «Крещение Руси» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=0uPBla0xwjQ
Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной
- 990 просмотров