Отдел литературы по искусству приглашает любителей и ценителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.
Иванова, Л. И. Не унывай! / Людмила Иванова. – Москва : Издательство АСТ, 2018. – 384 с., ил. – (Контур времени)
Кто не знает деятельную Шурочку из фильма Э. Рязанова «Служебный роман»? А Клавдию Матвеевну из картины Г. Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная» с её неизменной фразой «Настойчивость и инициатива в самых, казалось бы, безнадёжных ситуациях»? И пусть её герои не были главными, не очень красивыми и порой смешными, но именно такие роли сделали Людмилу Иванову всенародно любимой актрисой. Она была, подобно Фаине Раневской и Рине Зелёной, «королевой эпизода», привнося в любой спектакль или фильм озорные, весёлые нотки. Созданные ею образы мгновенно запоминались и никого не оставляли равнодушным.
Людмила Ивановна Иванова – автор нескольких книг, последняя из которых вышла в 2018 году с оптимистичным названием «Не унывай!» И название это не случайно. Оно отражает натуру самого автора: энергичную, деятельную, не поддающуюся жизненным трудностям, с позитивным отношением к людям. В этой книге она рассказывает о своей уникальной семье. Отец – известный полярник (на севере есть небольшой остров, названный в честь Ивана Маркеловича Иванова). В детстве занималась музыкой и балетом. В годы войны с мамой была эвакуирована на Урал, очаровавший своей суровой природой и добросердечными людьми. Яркими красками описывает незабываемый день победы. А далее – сбывшаяся мечта: студенческие годы в школе-студии Московского художественного академического театра (МХАТ). В отдельной главе Людмила Ивановна вспоминает о знакомстве со своим будущим мужем, учёным-физиком, писателем Валерием Миляевым. Он являлся активным участником бардовского движения, автором известной песни «Приходит время», которую поют почти у каждого костра и исполняют в Кремлёвском дворце съездов, она была в репертуаре любимой многими Анны Герман. И сама Л. Иванова впоследствии стала участницей бардовских фестивалей, сочиняла талантливые стихи. Вот одно из них:
Я себя ощущать начинаю
Неразрывною частью людей.
Я за всех на земле отвечаю –
И за дедов, и за детей.
Как же жить, где же правда, что важно?
Как вопросы, мосты над Невой.
Ведь людьми на земле мы однажды,
После будем всего лишь травой.
Издание интересно вставками-дополнениями к воспоминаниям актрисы её сына, Заслуженного художника РФ Ивана Миляева. «Сколько себя помню с детства, мама исполняет песни, а папа играет на гитаре. Поклонники их песенного творчества были всегда, и, я надеюсь, будут ещё долго… Я бы очень условно разделил мамины песни на две части: лирические и характерные, часто посвящённые созданию театральных ролей». И таких песен было немало (часть из них опубликована в книге). Удивительно то, что многие люди, исполнявшие их в семейном кругу или на демонстрации, не знали, кто является автором. Порой они считались просто народными.
Большая часть книги посвящена работе Людмилы Ивановой в театре «Современник», в котором она прослужила почти 60 лет. Она бережно собрала в воспоминаниях имена людей, создававших этот театр, рассказывала о своих сослуживцах, актёрской братии, рассказывала честно, без прикрас. На сцене театра играли Игорь Кваша, Валентин Гафт, Олег Табаков, Галина Волчек, Нина Дорошина, Евгений Евстигнеев, Марина Неёлова и многие другие. Уникальность её воспоминаний в том, что она не опускалась до сплетен, смакования чьих-то жизненных неурядиц или творческих неудач, ни об одном актёре или актрисе не было сказано ни одного плохого слова. Чаще всего в её характеристиках человека или сыгранной им роли встречаются восторженные слова: Превосходно! Замечательно! Великолепно! Восхитительно!
Немало страниц книги посвящено создателю театра, режиссёру, актёру Олегу Ефремову: «В чём его загадка? …Масштаб этого человека был таков, он был настолько умён, обаятелен, обладал знаниями в разных областях, живо интересовался историей, политикой, искусством, что общаться с ним было наслаждением… Он был живым человеком, со своими страстями, со своими недостатками… Он был победителем по характеру. Победителем!» - писала Л. Иванова. По её мнению, театр существует не только для развлечения, он не только несёт образовательную функцию, формирует сознание нации, но, прежде всего, это школа воспитания чувств. О. Ефремов всегда говорил, что после спектаклей «Современника» люди хоть на один день должны жить лучше и всегда искал нового молодого героя – смелого, благородного, которому чуждо равнодушие. Он многое делал для того, чтобы коллектив театра представлял собой союз единомышленников, чтобы появлялись свои традиции, свой стиль. И, конечно, чувство горечи, растерянности и тревоги охватили актёрскую труппу и служащих театра, когда в 1970 году О. Ефремов покидает «Современник» в связи с его переходом во МХАТ. Его дело продолжила Галина Волчек, показавшая себя талантливым руководителем. Многие страницы книги посвящены рассказам Л. Ивановой о работе над спектаклями, в которых ей довелось играть, а также тех, где сыграть было не суждено.
Таким образом, книга написана с большой любовью к жизни, в которой не всегда всё было гладко. Лия Ахеджакова вспоминала: «Мила всегда оставалась очень позитивным человеком, хотя жизнь её основательно побила. Она сына похоронила, потом мужа, потом болезнь её так скрутила, не дай Бог никому. А она бодрилась, и всегда вся в делах!» Людмила Ивановна занималась педагогической деятельностью, создала театр «Экспромт», написала десятки популярных песен, 16 пьес, книги. А в последней главе читатель услышит голоса друзей, учеников и коллег Л. Ивановой, чьи воспоминания о ней органично дополняют это издание. Людмила Иванова – народная артистка. У неё есть уважаемое почётное звание, но ещё важнее народная любовь и признание, которые были при жизни, и эта любовь не ослабевает и после её ухода.
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
- 1005 просмотров