В рубрике «Снимается кино!» предлагаем вашему вниманию рассказы об истории создания легендарных фильмов разных жанров, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Вы узнаете интересные факты о том, как снимались фильмы, о режиссёрских и актёрских открытиях, о судьбах многих из них, забытых в наше время, а также, какие киноляпы не были замечены зрителями.
В последний день 1956 года и в первый день 1957-го в газете «Правда» был опубликован рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». А в конце января 1959 года на суд Главного управления по производству художественных фильмов была представлена картина «Судьба человека». Это была первая режиссёрская работа Сергея Бондарчука. Сценарий написали Ю. Лукин и Ф. Шахмагонов. Будучи сам участником Великой Отечественной войны С. Бондарчук уже представлял себе будущий фильм – почти каждый кадр был прорисован на отдельных листах бумаги. На главную роль Андрея Соколова он определил себя. Правда, это поначалу вызвало недоверие М. Шолохова: сможет ли городской человек, у которого «и руки другие», «влезть в шкуру» главного героя? С. Бондарчук вспоминал: «Позже, находясь со съёмочной группой в станице, я, одетый в костюм Соколова, постучался в калитку шолоховского дома. Он не сразу узнал меня. А когда узнал, улыбнулся и про руки больше не говорил». На другие роли актёры были подобраны быстро (З. Кириенко – жена Ирина, Ю. Аверин – лагерфюрер Мюллер, Е. Тетерин – собеседник и др.) Долго искали маленького актёра на роль приёмного сына Ванечки. Но однажды, перед сеансом детского фильма в Доме кино, Бондарчук увидел 5-летнего Павлика (Борискин (по родному отцу), Полунин (по фамилии отчима, воспитавшего его)), который замечательно сыграл роль мальчика-сироты.
Работа над фильмом шла в разных местах. Помимо павильонных съёмок на «Мосфильме» большая часть проходила в экспедиции на протяжении пяти месяцев. Это и на хуторе Куликовский на Дону (начальная сцена – встреча с собеседником), и в Воронеже (семейная жизнь главного героя в мирное время), и в Ростовской области (каменный карьер для съёмок кадров работы военнопленных в каменоломне) и др. Там же построили декорации концлагеря. С. Бондарчука тревожило то, что выехал в экспедицию с ограниченным игровым коллективом. Пришлось прибегнуть к «внутренним резервам». В сцене в каменоломне, когда люди, надрываясь, тащат камни, вслед за Соколовым, еле передвигаясь, идёт безымянный военнопленный. Его играл художник-гримёр съёмочной группы Н. Печенцев. В сцене расстрела красноармейцев у церкви в образе эсэсовского офицера предстал консультант фильма В. Лоренц. Актёрскую нагрузку Бондарчук давал и для звукооператора Ю. Михайлова. Был случай, когда для заполнения рядов колонны использовали женский состав группы. Их одели в мужское военное обмундирование и включили в массовку. Подмена осталась незамеченной.
Эпизод расстрела пленных снимали на рассвете. Но и в этот ранний час у съёмочной площадки собралось много зрителей. Раздался залп, и одновременно все услышали душераздирающий крик. Закричала пожилая женщина, стоявшая среди зрителей. Оказалось, что на этом самом месте гитлеровцы расстреляли её сына. Так правда жизни совпала с правдой искусства.
Начальная сцена фильма. …Ранняя весна в донской степи. К парому идут мужчина в ватнике и маленький мальчик. У парома – ещё один путник. Присели рядышком, затянулись самокрутками. Разговорились. И в этом разговоре поведал главный герой случайному встречному историю своей жизни: «Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сам я уроженец Воронежской губернии…» Счастье семейной жизни разрушила война. В военном кинематографе, пожалуй, нет больше такого героя, как Андрей Соколов, который хлебнул «горюшка по ноздри и выше», на которого обрушилось столько бед и несчастий: муки унизительного плена; ужасы фашистского концлагеря; гибель жены и дочерей; воронка, заполненная водой, - это всё, что осталось от дома и от семьи. Единственная надежда гаснет, когда узнаёт, что сын Анатолий погибает в последний день войны.
По мнению критиков, кульминацией в фильме является не встреча Соколова с Ванюшкой, а нравственный поединок с Мюллером в концлагере, когда жизнь и смерть оказались в одном кадре. В сцене в комендантской концлагеря лагерфюрер предлагает строптивому заключённому Соколову выпить за победу немецкой армии. Он хотел уничтожить русского не только физически, но и морально. Соколов, до войны, как известно зрителям, злоупотреблявший спиртным, отвечает: «Благодарствую за угощение, герр лагерфюрер, но я не пьющий». А когда лагерфюрер предлагает отметить ему собственную гибель, не задумываясь, выпивает стакан водки, отказавшись от закуски фразой, ставшей крылатой: «Я после первого стакана не закусываю». Лишь после третьего стакана Соколов отломил маленький кусочек хлеба, положив остаток на стол. «Захотелось мне им, проклятым, - говорит рассказчик у Шолохова, - показать, что хоть я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». В этом психологическом поединке главный герой одерживает верх, сумев остаться человеком и сохранив силу духа и стремление к свободе. Избежав расстрела, он совершает побег за линию фронта, к своим.
Одинокий, казалось бы, потерявший веру в счастье, Андрей Соколов находит в себе силы жить заново. Он усыновил мальчика-сироту Ванюшку, назвавшись его отцом. Эта сцена в автомобиле потрясает до глубины души, зрители не могут сдержать слёз. Фильм заканчивается шолоховскими словами, звучащими за кадром: «… и хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».
Картина «Судьба человека», снятая всего за 78 рабочих дней, вышла в прокат в 1959 году. За первый год на родине её посмотрели 39 млн зрителей. Она стала призёром кинофестивалей во многих странах мира. Создатели – режиссёр и актёр С. Бондарчук и оператор В. Монахов – были удостоены Ленинской премии. Фильм и в наше время никого не оставляет равнодушным, получая многочисленные отзывы зрителей. Вот некоторые из них:
- «Невероятно мощный фильм. Советский шедевр. Его должен посмотреть каждый уважающий себя человек».
- «Такие люди достойны нашей памяти и почитания!»
- «Это оптимистическая трагедия: через страдания – к новой жизни»
При подготовке были использованы материалы из фондов библиотеки и открытых источников.
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
- 1014 просмотров