МАРК ШАГАЛ: «Я слишком люблю Россию» (135 лет со дня рождения художника)

06.07.2022 | 1989 просмотра(ов)

Марк Шага́л (1887-1985) – загадочный из загадочных, до конца не познанный, но самый признанный из художников русской эмиграции. Долгое время его имя числилось в СССР среди «запрещённых» и было практически забыто. Марк Шагал прожил 98 лет – из них более 60 за пределами родины. Но, с другой стороны, представить Шагала вне России невозможно.

Марк Захарович (Моисей Ха́цкелевич) Шага́л родился в белорусском городе Ви́тебске (Российская империя) 6 июля 1887 года. Сам Марк Шагал праздновал день рождения 7 июля, эту дату он указывал в различных документах и называл в многочисленных интервью. В своей книге «Моя жизнь» Шагал писал, что в момент его появления на свет в городе бушевал пожар. Исследователи документально установили, что пожар произошёл 24 июня (6 июля по новому стилю). Красный цвет Шагал позднее назовёт цветом кошмара. Не потому ли он «перенёс» свой день рождения на день позже? С другой стороны, цифра «7» явно имела для художника символическое значение. На картине «Автопортрет с семью пальцами» (1912) он изобразил себя в образе чудаковатого творца, сидящего перед мольбертом, а идиома «семь пальцев» на идише обозначает «на все руки мастер», но чаще их соотносят с библейскими семью днями сотворения мира.

Вся жизнь Марка Шагала уместилась в коротком предсказании гадалки из Витебска: «Его ждёт огромный успех. Он будет любить одну необыкновенную женщину и двух обыкновенных, а умрёт… в полёте».

Любовь к своему родному городу Шагал пронесёт через годы. Со своим Витебском, с родной ему Россией он не расставался всю жизнь; образы детства и юности всегда присутствовали в создаваемых им работах.

Родители Марка Шагала не поощряли его увлечение рисованием. В 15 лет будущий художник искренне считал себя гением. Он полагал, что только Рембрандт мог бы чему-то его научить по-настоящему. Неудачная попытка поступить в Академию художеств Санкт-Петербурга не охладила его пыла стать художником,  он стал посещать Рисовальную школу при обществе поощрения художеств.

В 1909 году Шагал вернулся в Витебск. Здесь он встретил свою единственную любовь и музу – Беллу Розенфельд, которую впоследствии изобразил на многих своих полотнах.

В 1909-1911 годах Шагал жил в Петербурге и продолжал занятия у художника Льва Бакста. Бакст говорил: «Шагал – мой любимый ученик. Он внимательно слушает мои наставления, а потом всё делает по-своему».

В 1911 году Марк Шагал приезжает в Париж и поселяется в знаменитом «La Ruche» («Улей») – доме, в котором жили и работали бедные иностранные художники. Во Франции Шагал обрёл свободу, он не вступал в художественные объединения и кружки. Художник считал, что в его живописи нет направления, а есть только «краски, чистота, любовь». Французский поэт Гийом Аполлинер, взглянув на цветоносную насыщенность полотен Шагала, воскликнул: «Сверхъестественно!»

В 1914 г. в Берлине в галерее «Der Sturm» состоялась первая персональная выставка Шагала. После её открытия художник уехал в Витебск, не планируя задержаться там надолго. Однако в связи с начавшейся Первой мировой войной он не смог вернуться в Париж и оставался в России до 1922 г.

В июле 1915 года состоялась свадьба Марка Шагала и Беллы Розенфельд.

В 1917 году Шагал возвратился в Витебск, с воодушевлением приняв Октябрьскую революцию. Он даже некоторое время занимал пост уполномоченного по делам искусств в Витебской губернии. К первой годовщине революции Шагалу было поручено украсить Витебск, который был опутан бесконечными заборами. Более сотни городских маляров под руководством художника «выводили искусство в массы»: раскрасили заборы, стены и всё, на чем можно было рисовать. Такого граффити мир ещё не видел.
В 1919 году Марк Шагал организовал и возглавил Витебскую народную художественную школу, куда пригласил в качестве преподавателей Эля Лисицкого, Казимира Малевича и других художников. Однако вскоре между ним и Малевичем возникли принципиальные разногласия.  Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Высшее начальство из Петербурга поддержало Малевича. Шагал уезжает из России. С 1923 года художник жил во Франции, временно покинув её в 1941-1947 (эти годы провёл в Нью-Йорке).

В 1931 году художнику впервые довелось побывать в Палестине. Он увидел страну предков, легендарные холмы и долины Святой Земли. Это произвело на него самое сильное впечатление за всю жизнь. Вернувшись в Париж, Шагал приступил к иллюстрированию Библии.

На полотнах Марка Шагала мы видим бесконечную любовь к изображаемым объектам, яркие цвета, игры с законами композиции, образы животных, родной город Витебск, проглядывающий сквозь любой парижский или иной пейзаж, изображённую в бесконечном множестве образов жену Беллу. Шагаловские герои ведут себя в высшей мере произвольно – они летают, ходят вниз головой, люди превращаются в какие-то странные существа, от человеческих фигур отскакивают головы или руки, обнажённые женщины удобно устраиваются в букетах цветов. Обыденный мир попадает в какое-то новое измерение. В картинах Шагала есть и гротеск, и мечта, и доброта. Художник напоминает доброго клоуна или циркового иллюзиониста, способного заставить зрителя не только улыбаться, но и поверить в подлинность и естественность того, что происходит  в его картинах.

Одним из самых известных и популярных произведений Шагала стала картина «Над городом» (1914-1918). Зрители, погружаясь в мир маленьких домиков и покосившихся заборов, словно начинают жить в шагаловском Витебске.

Сотни картин Марка Шагала были утеряны. Первые работы не уцелели, потому что его сёстры использовали холсты в качестве половиков в передней дома. Из 200 картин, выставленных в галерее «Der Sturm», к Шагалу вернулось лишь с десяток работ: почти все они были распроданы галерейщиком, а часть работ послужили хозяйке, у которой он  снимал квартиру, прикрытием от дыр в прохудившейся крыше. 150 картин, оставленных Шагалом в 1912 году в «La Ruche», бесследно исчезли за исключением нескольких полотен, которыми консьерж прикрывал кроличью клетку. В 1933 году в нацистской Германии были публично сожжены картины Шагала, поскольку художник был отнесён к так называемому «дегенеративному искусству».

В 1973 году по приглашению Министерства культуры СССР Марк Шагал посетил Москву и Ленинград в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее. Побывал он и в Русском музее, где очень внимательно рассматривал картины, а возле одного небольшого пейзажа Левитана просто замер. Затем обернулся к директору музея и сказал: «Я вам отдам всё, что намалевал за всю свою жизнь, за этот пейзаж». Директор не знал, что ответить, и тогда Шагал сам прервал паузу и сказал: «Не хотите? И правильно делаете».

Все ожидали, что художник обязательно отправится в Витебск. Однако Шагал наотрез отказался от поездки в город своего детства. В беседе с искусствоведом Александром Ка́менским он объяснил это так: «Вы знаете, в мои 86 лет некоторые воспоминания нельзя ни тревожить, ни обновлять. Я не видел Витебска более 60 лет – огромный отрезок времени, да ещё в войну с Гитлером город почти полностью разрушили, а потом отстраивали. То, что я увижу, скорее всего окажется для меня чужим. И то, что живой частью входит во множество моих картин и рисунков, окажется несуществующим, исчезнувшим с лица земли. Мне это будет невыносимо больно видеть. Я просто заболею».

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции – Большого креста Почётного легиона, а в Лувре прошла персональная выставка художника. Вопреки всем правилам, в музее были выставлены работы ещё живущего автора.

Искусство Марка Шагала необычайно многогранно. Кроме живописных и графических работ он создавал фрески и витражи, гобелены, театральные декорации и эскизы костюмов, иллюстрировал книги и сам писал их. В последний день жизни, 28 марта 1985 года, Марк Шагал тоже рисовал. Он покинул этот мир в «полёте», поднимаясь из мастерской в лифте на второй этаж своего дома. Пусть и невысоко, но на пути вверх...

Так сложилась судьба маленького еврейского мальчика из Витебска, который сумел расправить крылья в Париже и взлететь над всем миром, став самым экстравагантным и оригинальным художником ХХ века.

 

С книгой Марка Шагала «Моя жизнь» и альбомами репродукций работ художника вы можете познакомиться в отделе литературы по искусству.

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

Русский