ИМЕНИННИК ДНЯ. Жорж Санд (1804-1876)

01.07.2022 | 1156 просмотра(ов)

Именинник сегодняшнего дня Амандина Аврора Люсиль Дюпен (в замужестве баронесса Дюдеван) твердой поступью вошла в мировую литературу под скромным псевдонимом Жорж Санд. Вернее, это сначала псевдоним был скромным. А потом это имя зазвучало оглушительно громко! Триумфально!

Предпочитая мужской костюм женскому, она и псевдоним себе взяла мужской. Общеизвестно, что читатели всегда ценили (и ценят!) писателей-мужчин больше, чем писателей-женщин. Считалось (и считается!), что женщины способны только на написание женских романов. Или даже так: женских романчиков. И относились к писательницам во все времена снисходительно-пренебрежительно. Как говаривала Жорж Санд: «Под женским именем издатели согласились бы издать максимум книгу рецептов».

Рано потеряв отца, Аврора Дюпен, девочка  из знатного аристократического рода, осталась на попечении бабушки. В ее доме она перечитала всю огромную библиотеку, отдавая предпочтение Руссо и Шатобриану, впитывая их вольнолюбивые идеи, как губка.

Позже, чтобы окончательно освободиться от «женского рабства», Аврора Дюпен-Дюдеван ушла от мужа-барона и стала носить мужское платье (редингот, шляпу, шерстяной галстук, сапоги). Для этого, правда, пришлось выхлопотать официальное разрешение от властей Парижа. Аргументировала она свою просьбу тем, что для нее, оставшейся без поддержки мужа, женские наряды, якобы, чрезмерно дороги.

Отныне она стала говорить о себе исключительно в мужском роде. Это казалось ей остроумным, многозначительным.

А ещё она, о боже, курила. А ещё начала писать слишком смелые для дамы романы. А ещё свободно и часто меняла возлюбленных. Злопыхатели приписывали ей романы со всем литературным бомондом Франции.

Жорж Санд сознательно разбивала  вдребезги представления о том, как должна выглядеть женщина. Выведя себя за рамки всего женского, Жорж Санд, таким образом, «присвоила» себе права и свободы мужчин.

В общем, Санд вела себя крайне вызывающе и даже скандально. При этом она была так остра на язык, что никому, вспоминают современники, «не удавалось поставить её на место».

Поборники морали в один голос объявили писательницу олицетворением вселенского зла.

Имя – это судьба (вспомним книгу Бориса Хигира!). У человека по имени Жорж неизбежно будет иная судьба, чем у человека по имени Аврора.

Первое впечатление, которое Жорж Санд производила на незнакомых людей, в большинстве случаев было весьма неблагоприятным. Так Оноре де Бальзак в одном из писем заметил, что ему антипатична эта «мужиковатая дама» с властным низким голосом и крупными чертами лица.

Фредерик Шопен тоже поделился первым впечатлением от эпатажной писательницы, и оно было крайне нелицеприятным: «Какая скандальная особа, какая несимпатичная женщина эта Санд! Она действительно женщина? Я готов в этом усомниться…»

Однако, познакомившись с ней поближе, попав под её обаяние, почувствовав силу её интеллекта, мужчины влюблялись в нее безоговорочно. Это произошло и с Шопеном. А раньше и с Альфредом де Мюссе. И с Ференцем Листом…

Богатая баронесса, рожденная, чтобы хранить вековые традиции рода, она презрела мнение общества и всю свою жизнь открыто бунтовала против его устоев.

Тем не менее, несмотря на всевозможные бунты и демарши, Жорж Санд была очень трудолюбивым писателем. Каждый день она работала не менее 6 часов. 20 страниц текста ежедневно – это её незыблемая норма. И от этой нормы, утверждала она, «её не заставят отступить ни измена любимого, ни болезнь, ни гром среди ясного неба…»

На страницах своих книг она поднимала животрепещущие темы: угнетение женщин, устаревшие общественные нормы… Героини ее романов – всегда сильные и независимые личности

За несколько десятилетий творческой деятельности Жорж Санд написала более сотни романов и повестей, огромное количество публицистических статей, составила многотомную автобиографию и сочинила 18 драм. Кроме того, сохранилось более 18 тысяч её личных писем.

Но дело не только в количестве написанного. Уже в самом начале своей писательской карьеры Жорж Санд разработала совершенно новый литературный жанр – романтический психологический роман. Она свела к минимуму количество действующих лиц и событий и сосредоточилась на переживаниях героев.

Ярким примером этого жанра является роман «Консуэло» (1843) - увлекательная история жизни молодой певицы, которая, преодолевая нелегкие испытания, дарит людям своё искусство. Это книга о судьбе истинного художника, о тяжелом бремени таланта, дарованного богом, о сложном, порой трагичном,  выборе между творчеством, славой и личным счастьем…

И почему-то (!!!) нам очень хочется рассказать о сборнике под названием «Бабушкины сказки» (1851).

В зрелом возрасте с Жорж Санд случилось то, что почти всегда случается с самыми обыкновенными женщинами. Ей захотелось покоя и умиротворенности. Великая бунтарка устала бунтовать. Последние годы она мирно провела в Ноане, в кругу семьи и близких друзей. Она стала замечательной бабушкой для своих внучек  Авроры и Габриэлы.

«Бабушкины сказки» - это очень печальные сказки. Они, в какой-то мере, отражают совсем не радужные на тот момент настроения писателя.

И всё же. Эти сказки сочинялись для детей, для любимых внучек. Бабушка Жорж надеялась, что девочек ожидает прекрасное светлое будущее, а волшебные истории научат любить и постигать мир, быть честными, справедливыми и смелыми.

Именно эти идеи воплощены в одной из лучших сказок Жорж Санд под названием «История истинного простофили по имени Грибуль».

«Грибуль» по-французски и значит «простофиля, шляпа, дурачок». Подобные простаки имеются в народных сказках всего мира. В русском фольклоре – это Иванушка-дурачок.

Что бы ни делали эти простофили, за что бы ни взялись – всё у них получается шиворот-навыворот.

Таков и маленький Грибуль. Когда ему больно, он не плачет, а смеется. Когда страшно – поёт. Он беден, но делится последним куском с голодными.

Этими «неправильными» поступками он смешит и раздражает своих абсолютно «правильных» родственников. Братья и сестры постоянно издеваются над ним, жестоко высмеивают и даже поколачивают.

Но так ли он глуп, этот маленький Грибуль?!? Простофилей и дурачком его считают жадные и лживые люди. За то, что он на них не похож.  За то, что в ущерб собственной выгоде он готов помогать другим.

Однако настоящие чудеса и подвиги совершаются именно такими чудаками.

Сказка эта – очень волшебная! Увлекательный сюжет насыщен опасными приключениями, удивительными превращениями, встречами с прекрасными феями, добрыми и злыми волшебниками… 

А ещё – это очень умная сказка. Она – о доброте, которая сильнее любого колдовства. И о смелости, которая обязательно спасёт мир.

И в завершение нашего рассказа о французском писателе Жорж Санд не можем не процитировать слова Виктора Гюго, которыми он начал свою речь, зачитанную на её похоронах: «Я оплакиваю умершую. Приветствую бессмертную!»

Не мог гениальный Виктор Гюго ошибиться, предрекая Жорж Санд бессмертие!

Огромное количество её книг, переведенных на русский язык, изданных и в советские времена, и в последние годы, вы найдете в фонде Центра чтения. Добро пожаловать!

 

Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.

 

На фото:

  1. «Портрет Жорж Санд». Художник Огюст Шарпантье.
  2. «Поход Жорж Санд в театр». Рисунок неизвестного художника.
  3. «Жорж Санд в мужском костюме». Художник Эжен Делакруа.
  4. Памятник Фредерику Шопену и Жорж Санд в ботаническом саду Сингапура.
  5. «Портрет Жорж Санд». Художник Эдуард Луи Дюбуфе.
  6. Книга Жорж Санд «Консуэло».
  7. Фотопортрет Жорж Санд. Фото Феликса Надара.
  8. Жорж Санд «Бабушкины сказки. История истинного простофили по имени Грибуль».
  9. Встреча с книгами Жорж Санд. Активный пользователь Центра чтения ИП Екатерина Уржумцева у книжных полок с произведениями французского писателя.
Русский