НОВОСТНАЯ ПЯТНИЦА. Трофейные автомобили в СССР

24.06.2022 | 819 просмотра(ов)

Трудно нынче поверить, что на автомобилях, с которых теперь сдувают пылинки, простые советские люди ездили на работу, в магазин или на дачу. А хранился будущий антиквариат в обычных гаражах, а то и просто во дворах. Речь идёт о немецких автомобилях, в огромном количестве привезённых после Победы в СССР. Точного числа их никто не знает, но говорят даже о 100 тысячах. Сергей Канунников рассказывает о них в 6 номере журнала «За рулём» за 2022 год.

В 1948 году издательство «Машгиз» выпустило книгу инженера Юрия Хальфана «Описание конструкций автомобилей иностранных марок». Она стала настольной книгой для нескольких поколений владельцев трофейных автомобилей. Появление издания было обусловлено не только инженерным интересом профессионалов, но и потребностью людей, ставших владельцами этих авто, в нужной информации. Трофейные автомобили получали и предприятия и частники, получившие соответствующее разрешение и, конечно, имеющие на это средства.

Среди иномарок, привезённых в Союз, было немало дорогих, самых престижных в предвоенной Германии автомобилей, иногда даже уникальных экземпляров. Роскошные лимузины и кабриолеты поражали не только невиданным комфортом, но и необычными техническими решениями. О Мерседесах с компрессорами советские водители рассказывали потом годами. Среди самых редких автомобилей – огромные Mercedes-Bens 770K с моторами мощностью до 230 л.с. – это предвоенный флагман фирмы. Привезли и Майбахи. Много было и престижных Хорьхов. На подобных автомобилях сразу после войны ездила советская элита – руководители, высокопоставленные начальники и знаменитые актёры. По воспоминаниям современников, у певицы Лидии Руслановой и её мужа генерала Владимира Крюкова было 4 автомобиля, в том числе Horch 951A и два Мерседеса. В СССР оказался и двухдверный Mercedes-Benz 770, сделанный в единственном экземпляре по заказу шаха Ирана, но так к нему и не попавший.

Но довольно скоро ездить на трофейных автомобилях высоким руководителям стало не очень прилично. Они пересаживались в отечественные Победы и ЗИМы, а довоенная роскошь оседала в гаражах, переходила в руки менее публичных, но близких к первым владельцам гражданам. После войны на массовые Опели, BMW, DKW и даже Мерседесы на улицах никто особо и внимания не обращал. К ним быстро привыкли. Живучесть немецких машин объяснялась не только их надёжностью, а ещё и тем, что владельцы-частники ездили тогда меньше. Постепенно многие машины обрастали, конечно, отечественными подвесками, двигателями и коробками передач. Столь желанные ныне кабриолеты тогда особо не ценили и иногда оснащали самодельными крышами – более долговечными и пригодными к нашему климату. А иные владельцы даже приваривали к старым кузовам багажники. Дизайн получался тот ещё!

Однако круг людей, относящихся к довоенным машинам более бережно, всё-таки постепенно рос. Некоторые не просто ремонтировали древности, но и занялись их реставрацией. А вот истинную цену редких автомобилей большинство людей тогда не представляло. Многие охотно продавали их за цену новых Москвича или Жигулей, а то и меняя на импортную радиоаппаратуру. Начиная с 1960-х годов к советским раритетам интерес стали проявлять и иностранцы. Особенно много машин увезли в перестроечные времена. Но кое-что, как ни странно, осталось. Хотя именно массовые модели, которые особо не берегли, увидеть теперь сложнее, чем роскошные Хорьхи и Мерседесы.

Автор статьи сожалеет о практически исчезнувших автомобилях и автомобилях, подвергнувшихся переделке, т.к. они являются одновременно и артефактами эпохи и памятниками изобретательности, смекалке и трудолюбию её современников.

 

Материал подготовила Н. М. Черных, библиотекарь отдела периодических изданий

 

Русский