В рубрике «Снимается кино!» предлагаем вашему вниманию рассказы об истории создания легендарных фильмов разных жанров, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Вы узнаете интересные факты о том, как снимались фильмы, о режиссёрских и актёрских открытиях, о судьбах многих из них, забытых в наше время, а также, какие киноляпы не были замечены зрителями.
Сейчас это кажется удивительным, но «Баллада о солдате» на всём своём пути, от зарождения до выпуска в свет, встречала немало противников. Режиссёр фильма Григорий Чухрай отмечал: «Наш фильм рождался не под аплодисменты…» Члены художественного совета студии «Мосфильм» постоянно находили замечания по поводу сценария. Его объявляли то пессимистическим, то мелкотемным, то подрывающим авторитет и славу Советской армии. И только после двукратных переделок и перекомпоновки всего материала Чухрай смог приступить к написанию режиссёрского сценария.
Соавтором стал сценарист Валентин Ежов. Они оба – бывшие фронтовики. Г. Чухрай подчёркивал: «И ему и мне хотелось рассказать о нашем сверстнике, герое-солдате, отдавшем жизнь за Родину, - без громких фраз, просто, грустно и честно. Оба мы были в этой войне солдатами и знали, что победили в ней не сверхчеловеки, а люди… Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как и другим, было страшно, больно и трудно, но, вопреки всему этому, они выполнили свой долг».
В августе 1958 г. фильм запустили в производство. На главные роли были выбраны Олег Стриженов и Лилия Алешникова. Но съёмки пришлось отложить, так как на третий день, работая над эпизодом, где главный герой мечется по шоссе, пытаясь остановить какой-нибудь грузовик, Г. Чухрай был сбит машиной. Получив переломы, а затем, заболев брюшным тифом, он пролежал в больнице 4 месяца. За это время актёры разбрелись по другим картинам. Следовало всё начинать сначала. Подбор новых актёров шёл настолько мучительно трудно и долго, что Чухрай намеревался отказаться от фильма. Большие сомнения вызывали новые претенденты на главные роли – Жанна Прохоренко (Шура) и Владимир Ивашов (Алёша), бывшие к тому времени ещё студентами актёрских вузов. Справятся ли они со своими ролями? У них не было ни опыта, ни мастерства, а играть предстояло очень большие и сложные роли. Но произошло чудо: молодые артисты принесли с собой на экран обаяние юности и красоты и настолько «вписались» в фильм – русская девочка с распущенной косой и родниковыми глазами и паренёк с по-детски припухшими губами – что представить себе «Балладу о солдате» с другими исполнителями просто невозможно. Не случайно, после показа фильма на зарубежных экранах, американская пресса писала: «Голливудским звёздам, готовившим юных актёров, следовало бы сесть со своими питомцами на первый самолёт в Москву и устроить их в институт, раз там делают таких актёров из 19-летних юнцов». Если главные роли играли дебютанты, то на второстепенных ролях были настоящие звёзды: Николай Крючков, Георгий Юматов, Эльза Леждей, Нина Меньшикова, Екатерина Савинова, Всеволод Санаев, Геннадий Юхтин, Евгений Урбанский и другие.
Лишённая героического пафоса лирическая драма Г. Чухрая «Баллада о солдате» завоевала зрительские сердца трогательной историей рядового Алёши Скворцова, связиста, «со страху» подбившего два немецких танка и получившего в награду короткий отпуск: починить матери прохудившуюся крышу. Несколько дней без войны. Эшелоны, станции, встречи с разными людьми, расставания и потери – круговерть событий подхватила солдата в тылу. И первая любовь, особое обаяние которой в том, что Алёша не подозревает, что полюбил и любим, а продолжает считать себя лишь провожатым, спутником этой чудной и славной девчонки. Молодые люди ещё не сознавали своего чувства, а окружающие уже догадывались об этом и старались помочь юной трогательной любви, зародившейся в столь тяжёлое время. Попадая в различные ситуации, тратя всё своё время в пути на помощь и поддержку людей, доселе ему незнакомых, Алёша Скворцов успевает лишь обнять мать и уезжает, обещая обязательно вернуться. «Баллада о солдате» - фильм, построенный как баллада, когда начало и конец образуют некое кольцо, в которое заключено содержание. Начинает и завершает балладу солдатская мать. Во вдовьем чёрном платке каждый день выходит она на околицу села и вглядывается в пыльную дорогу в надежде, что вернётся её мальчик. Но мы уже знаем, что он не вернётся никогда. Звучит голос за кадром: «Он мог бы стать замечательным гражданином, мог бы украшать землю садами, но он был и навечно останется в нашей памяти солдатом. Русским солдатом!» В этих словах боль неизбывная, погибли лучшие из лучших – цвет нации, миллионы таких, как Алёша.
Действие фильма происходит в 1942 г. Герои носят погоны, хотя введёны они были в армии только в 1943 г. Режиссёр Г.Чухрай сделал это намеренно. Он рассчитывал, что картину посмотрят в Европе, где уже сформирован образ советского солдата-освободителя именно в форме с погонами. На экраны «Баллада о солдате» вышла в конце 1959 г. Поначалу недооценённый прокатчиками, фильм дошёл до миллионов зрителей: в нашей стране его посмотрели более 30 миллионов человек. Совершив триумфальное шествие по экранам мира, «Баллада о солдате» завоевала более 100 международных наград.
Несмотря на трагический конец этот фильм удивительно светлый. Алёша Скворцов отдаёт свою жизнь за свой народ – и в этом величайший оптимизм, ибо народ, родивший такого героя, бессмертен.
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
- 1185 просмотров