6 мая православная церковь отмечает день памяти святого великомученика Георгия Победоносца.
Среди великих святых мучеников имя Георгия Победоносца выделяется особо. В религиозных текстах, древних сказаниях, песнях Георгия упоминают как отважного воина, защитившего имя своего Бога.
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Поступив на военную службу, он выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой. Георгий был любимцем императора Диоклетиана, который вошёл в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя истязания, Георгий раздал своё имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть Георгия различным мучениям. Истый христианин мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в яму с негашёной известью, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик всё терпеливо переносил. Тогда император приказал отрубить Георгию голову.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудесную помощь людям в опасности называют ещё Победоносцем.
На иконах великомученик Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьём змея. Это изображение основано на предании, относящемся к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где он родился, в городе Берите (современный Бейрут), в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности.
Суеверные жители для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал дочери правителя той местности. Её отвели к берегу озера и привязали, девушка в ужасе стала ожидать появления змея. Когда же змей стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьём поразил чудовище и спас девицу. Этим юношей был святой великомученик Георгий.
На Руси Георгий Победоносец издавна почитается как защитник православного воинства и помощник земледельцам в полевых работах. Со времён принятия христианства он считается покровителем великокняжеской семьи.
Имя святого носил основатель Москвы Юрий (Георгий) Долгорукий. При великом князе Дмитрии Донском святого Георгия начинают почитать как покровителя Москвы, его изображение появляется на гербе государей московских, а позже входит в состав государственного герба России.
Примечательно, что Георгия Победоносца как воплощение воинской доблести и преданности долгу чтят не только христиане. Мусульмане почитают его под именем Джурджис и приписывают ему совершение подвигов, в том числе и на территории нынешнего Дагестана, где, по мнению некоторых историков, расположена могила Георгия.
Екатерина II учредила орден Святого Георгия (полное название — Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия) – высшую военную награду Российской империи. В 1807 году учреждён «Знак отличия военного ордена» в виде серебряного креста, причисленный к ордену Святого Георгия. Им награждались нижние чины. Позднее этот знак неофициально стали называть «солдатским Георгием».
В 1844 году Николай I утвердил вариант ордена для иноверцев. В нём вместо изображения святого Георгия помещали двуглавого орла – герб России.
Единственной женщиной-кавалером ордена стала медсестра Римма Иванова, поднявшая в атаку солдат в сражении под деревней Мокрая Дубрава в сентябре 1915 года.
Орден Святого Георгия, как и все остальные ордена того времени, давал награждённому право на потомственное дворянство. Это условие безоговорочно выполнялось вплоть до осени 1917 года. С 2002 года этот орден вновь вручают героям России.
К святому Георгию Победоносцу обращаются с молитвой для победы над врагами и установления мира на земле.
Материал подготовила заведующая отделом социально-экономической литературы С. П. Колчина
- 1283 просмотра